Previous Entry Share Next Entry
Постсоветский метрополитен.
soullaway



Метрополитен это удобный общественный транспорт. Не секрет, что передвигаться на метро зачастую быстрее, чем на своей машине. В СССР это понимали, и строительство велось довольно активно. Недавно возник у меня диалог на тему современных темпов строительства на постсоветском пространстве. И начав спорить, я вдруг осознал, что не очень-то и владею предметом. Потому решил попробовать разобраться в темпах строительства. Анализировать буду по простому принципу. Когда открыта станция. То есть мне любопытно, сколько станций появилось после развала СССР и появилось ли вообще. Значит, как точку отсчета логично брать 1991 год, но тут возникает момент, что часть станций открытых в 1992 или там 1995 частично советское наследие. Значит, задача упрощается. Беру только станции открытые в 21 веке, то есть, начиная с 2000 года.
Итак, для начала стоит определиться, где вообще есть метрополитен на территории бывшего СССР. Городов не так уж и много. Начнем с России. Москва.

Картинка известная и часто обновляемая. Содержимое картинки я горячо люблю. Не секрет, что это один из самых красивейших метрополитенов мира. За последние 14 лет были открыты следующие станции.
1). Алма-атинская 2012;
2).Пятницкое шоссе 2012;
3).Митино 2009;
4).Волоколамская 2009;
5). Мякинино 2009;
6). Строгино 2008;
7). Кунцевская 2008;
8). Славянский бульвар 2008;
9). Парк Победы 2003;
10). Международная 2006;
11). Выставочная 2005;
12). Лермонтовский проспект 2013;
13). Жулебино 2013;
14). Деловой центр 2014;
15). Новокосино 2012;
16). Улица академика Янгеля 2000;
17). Анино 2001;
18). Бульвар Дмитрия Донского 2002;
19).Марьина роща 2010;
20). Достоевская 2010;
21). Трубная 2007;
22). Сретенский бульвар 2007;
23). Борисово 2011;
24). Шипиловская 2011;
25). Зябликово 2011.
Есть еще Бутовская линия и монорельсовая система, но их не беру в расчет. Так как они находятся над землей, а не под ней. Итого 25 станций открыто за 14 лет. Наверное, неплохой результат. Хотя хотелось бы большего. Конечно, на картинке видны далеко идущие планы, но я остановлюсь на уже готовых станциях.
Дальше рассмотрим метрополитен Санкт-Петербурга.

1). Парнас 2006;
2). Спасская 2009;
3). Комендантский проспект 2005;
4). Адмиралтейская 20011;
5). Звенигородская 2008;
6) Обводной канал 2010;
7). Волковская 2008;
8). Бухарестская 2012;
9). Международная 2012.
Совсем получается скоромно. 9 станций за 14 лет для города, население которого перевалило за 5 миллионов. Есть, конечно, куча планов, но планы есть всегда и везде.

Нижний Новгород.

1). Горьковская 2012;
2). Буревестник 2002.
На этом всё. 2 станции. Малова-то будет. При том, что население неуклонно растет. Один из самых красивейших и старейших городов страны не может похвастаться какими-то стахановскими темпами строительства. Жаль.

Новосибирск.

1). Маршала Покрышкина 2000;
2). Березовая роща 2005;
3). Золотая Нива 2010.
Третий по населению город страны имеет весьма скромный метрополитен. Да и темпы строительства неспешные. Конечно можно поговорить о планах, но зачем?

Самара

1). Российская 2007;
2). Московская 2002.
В этом метрополитене мы бывали. Оставил положительные впечатления, потому что полицейский, увидев фотоаппарат, снимать не запрещал, а попросил лишь выключить вспышку. Хотя в метро лично меня ругали только в Киеве за съемку. Впрочем, я отвлекся. Две станции. Кажется, в декабре этого откроют еще одну, но пишу я в августе. Потому её считать не будем.

Екатеринбург

1). Геологическая 2002;
2). Чкаловская 2012;
3). Ботаническая 2011.
Третий метрополитен, где доводилось бывать мне с семьей. Темпы строительства, как и везде в провинции невелики. Перспектив постройки новых веток вообще пока не наблюдается. Как-то печально это.

Казань.

10 станций открытых после 2000-го года. То есть абсолютно новый метрополитен. Первый после распада СССР, появившийся в РФ. Это не может не радовать. Кстати с ним связана забавная история. Достаю фотоаппарат, и тут же какой-то сержант начинает что-то вещать на тему съемки. Я не успеваю открыть рот, а его уже одергивает рядом стоящий лейтенант со словами в духе - ты чего? Пусть все знают, что у нас есть метро. Это ж туристы. Они кому-нибудь расскажут про это.
На этом, собственно список метро России, к сожалению заканчивается. Есть еще метротрам в Волгограде, но его считать не будем. Планы по построению метро есть в Челябинске и Красноярске, но там совсем всё печально. Перспектив открытия не предвидится. Омский же недостроенный метрополитен вроде как решили переформатировать в подземный трамвай.
Однако подведем итог. 54 станции по всей стране за 14 лет. Не забываем, что я считал, начиная с 2000 года. Много это или мало, я не знаю. Наверное, в целом за счет Москвы, относительно неплохо.
Собственно как я выше указал, сама идея проанализировать количество новых станций пришла мне в голову после беседы в инете с brother2. Речь шла про постсоветское пространство, которым я интересуюсь, посему поедем дальше.

Украина. Начнем естественно со столицы. Киев.

1). Академгородок 2003;
2). Житомирская 2003;
3). Демиевская 2010;
4). Голосеевская 2010;
5). Васильковская 2010;
6). Выставочный центр 2011;
7). Ипподром 2012;
8). Теремки 2013;
9). Сырец 2004;
10). Дорогожичи 2000;
11). Вырлица 2006;
12). Бориспольская 2005;
13). Красный хутор 2008.
Как видим 13 станций. Наверное, неплохо. Ведь у Киева куда как меньше возможностей для строительства, чем у Москвы. Логично сравнивать, наверное, с Санкт-Петербургом, но последний проигрывает по количеству новых станций. При том, что населения там почти в два раза больше чем в Киеве, а значит и потребность в новых станциях выше.

Харьков.

1). Алексеевская 2010;
2). 23 августа 2004;
3). Ботанический сад 2004;
Тут конечно дела хуже, чем в столице. При том, что Харьков это как у нас Питер. Второй по численности город Украины. Наверное, и по значимости тоже второй город после Киева.

Днепропетровск.

Здесь нет новых станций. Метрополитен примечателен тем, что был открыт первым на постсоветском пространстве. Но открыт он в 1995 году, поэтому считать я его не буду. Есть еще метротрам в Кривом Роге, но я решил считать только метрополитены. Итого получается 16 станций по всей стране. В целом скромно,но темп именно киевского метро, на мой взгляд, неплох.

Третья страна, за которую возьмусь, будет Беларусь, а конкретно город Минск.

1). Уручье 2007;
2). Борисовский тракт 2007;
3). Грушевка 2012;
4). Михалово 2012;
5). Петровщина 2012;
6). Малиновка 2014;
7). Каменная горка 2005;
8). Кунцевщина 2005;
9). Спортивная 2005;
10). Могилевская 2001.
На мой взгляд, в Минске имеется положительная динамика развития метро. Да и сам метрополитен весьма приятен. Да, такое принято называть «совок», но лично мне нравится, когда вокруг чисто, минимум рекламы и самое главное милиция ходит и улыбается тебе.

Азербайджан. Баку.

1). Ази Асланов 2002;
2). Насими 2008;
3). Азадлыг проспекти 2009;
4). Дарнагюль 2011.
Честно говоря, удивлён динамике, ожидал большего. Тем более в случае с Азербайджаном я позволю себе выложить еще и грандиозный план развития метрополитена.

Как видите, ребята подошли серьезно к вопросу. Есть у меня личные симпатии к этой стране и есть подозрения, что они смогут реализовать свои планы. Там кстати внутри метрополитена снимать нельзя. Но мне так миролюбиво об этом сказали, что я готов был обнять полицейского. Очень культурная страна с приятными людьми. Туристов там кстати ценят и любят несмотря на запреты о фотосъемке в некоторых местах.

Армения. Ереван.

Тут всё совсем грустно. Единственная станция открытая после обретения независимости это "Чарбах". Год 1996. То есть нам не подходит. По-моему это очень плохо, хотя серьезного прироста населения в городе и не наблюдается.

Грузия. Тбилиси.

1). Важа-Пшавела 2000.
Всё. Одна единственная станция. Больше нет ничего. Даже в 90-х. Собственно в посте про Грузию у меня и возник диалог на тему темпов строительства. Не разбираясь в предмете я, в общем-то, правильно мыслил, что нет там денег на строительство чего-то глобального. Да и откуда взяться деньгам в разваленной стране?

Казахстан. Алма-Ата.

Семь станций. Все открыты в 2011 году. Абсолютно новый метрополитен. Казахи молодцы. Я думаю, что доживу до тех пор, когда там появится и вторая ветка в метрополитене.

Узбекистан. Ташкент.

6 станций третьей Юнособадской линии открыты в 2001 году.

Подведем итог. В совокупности на территории бывшего СССР построено 98 новых станций. Из  них 54 в РФ, а остальные 44 разбросаны по другим странам. Скупые цифры и всё. Я не буду сегодня писать какое-то свое мнение. В целом РФ идет неплохо, но хочется большего. На этом всё.

P.S. забыл совсем сказать. Фотографии новых станций метро в Москве можно посмотреть в журнале cr2, а почитать о метрополитенах мира всегда можно у griphon. Еще точно знаю, что varandej интересуется этой темой и periskop. Рекомендую эти журналы. Если кто-то посоветует что-то почитать на тему метрополитенов, буду признателен.

Ну и вот пара ссылок на мои собственные посты о метро.
1). Москва, 2). Киев.

Tags:

promo soullaway october 30, 19:33 34
Buy for 50 tokens
Когда в комментариях первый раз мне посоветовали написать книгу по истории нашей рок музыки, я улыбнулся. Потом мне посоветовали это сделать второй раз, третий, пятый. Я задумался. Крепко задумался. Ребята и девчата. Какую я могу написать книгу? Я не очевидец каких-то событий, я незнаком ни с кем,…

не сыпь мне соль на рану :(

Такое впечатление, что в стране только один город, которому нужно метро. И мы знаем, какой. Остальным и маршруток хватит, ага.

Edited at 2014-08-10 11:27 am (UTC)

я тут не только тебе соль сыплю.Вряд ли жители Красноярска или Омска довольны. Да и в тех городах где есть метро (кроме Москвы и Питера) тоже не очень-то быстро что-то делается.

Почти на 100 процентов готова станция Спартак, между Тушинской и Щукинской. Пока поезда мимо проезжают, но уже всю станцию видно. Скоро открытие. Из ближайших планов еще - открыть за Марьиной Рощей несколько станций и за Юго-Западной.
Что-что, а на развитие метро в Москве жаловаться не могу. Хотелось бы большего правда, но по сравнению с теми же 90-ми тенденция на улучшение есть.

Edited at 2014-08-10 11:41 am (UTC)

в Москве-то да.Но мне хочется что б и по всей стране строили. Я удивился, что в Киеве больше успели открыть станций чем в Питере.

В Уфе в 1996г Ельцин приезжал, копнули они с Рахимовым землю, кирпичик положили, сказали это начало метро. На этом все и закончилось.
Знаю, что очень большие темпы строительства в Пекине, Шанхае и Мадриде.

о,про Пекин тоже читал как-то.Там сумасшедшие темпы. С Уфой же история такая же грустная как и с Красноярском,хотя у вас даже тоннели рыть не начали.

Тяжко мне в метро...Нормально в обморок не падаю, но когда на поверхность выхожу прям радость))

ну в большом городе я считаю,что все-таки оно удобнее наземного транспорта.

к сожалению, в НН будет строиться ветка к стадиону на стрелке к этому футболу 2018 в первую очередь.

вообще я ожидаю,что хоть ЧМ даст какой-то виток развития,что у вас, что в Самаре. население-то в обоих городах всё растет. и расстояния увеличиваются, а значит надо транспорт развивать.

Метрополитен - единственный вид общественного транспорта, который показывает ярко выраженную положительную динамику.

так далеко не везде.если РФ брать то вообще только Москва получается.

=Есть еще Бутовская линия и монорельсовая система, но их не беру в расчет. =
Почему? Монорельс игрушка, а в Бутово обычное метро, наземные станции есть и помимо этой ветки
В Нижнем метро возит по большей части воздух, некоторые станции безлюдны полностью.
В Самаре метро возит исключительно воздух.
И то, что в новых городах метро не строят, все таки хорошо, полноценной системы все равно не будет, а обрубки из нескольких станций не нужны

э,не.про Самару я тоже так думал,но теперь сестра супруги туда переехала учиться и рассказывает,что по утрам от Москвы вообще ничем не отличается.Пассажиропоток нормальный.Так же наверное и в Новгороде.

Да, хороший анализ. Метротрамы зря не включил. В КР - это полноценное метро, там только по ПС отличие :)) А в Волгограде три новых станции открыли в 2011.
Про Азербайджан - удивительно. У меня впечатления практически диаметрально противоположные твоим.

про Азербайджан я сейчас стал подозревать,что всё дело в том что мы с ребенком были. Они ж на детей своеобразно реагируют. Семья превыше всего. И это правильно на мой взгляд. А на счет метро как такового меня темпы в Киеве удивили. Не ожидал прям от них.

Харьков - особый случай. У него еще в советские времена сложилась очень приличная система метро для полуторамилионника. Харковский метрострой был очень мощным, харьковчан нанимали строить метро в Москве и прочих городах, они прорыли еще одно нехилое "метро" в дальнем Подмосковье в Протвино - 21-километровый тоннель на глубине до 60 метров (для ускорителя, который так и не сделали). Да и сейчас сравним Харьков с Киевом (с числами официальными по населению) 29 станций на 1.45 млн против 52 для 2.9 млн - в Харькове лучше ситуация и те же 3 линии. Если брать неофициальное население, то еще больше перекос в пользу Харькова. Там все нужное сделали 30 лет назад.




Edited at 2014-08-10 01:15 pm (UTC)

ну не зря же Харьков и был какое-то время столицей даже.

Про Алма - Ата не понял . У них раньше метро не было ? Насчет Азербайджана согласен , могло быть и больше . Но кроме строительства новых станций , очень много реконструируют старые станции метро . Обещают в дальнейшем намного увеличит число новых станций и заменит все старые вагоны на новые . К концу этого года должны сдать еще несколько новых станций . (Автовокзал , Джавадхан итд .) А в дальнейшем связать подземный метро с наземным , что должно соединит Баку с Сумгаитом и охватит все пригороды Баку . Наземное метро должно заменит линию электрички что бегало раньше по аналогичному маршруту . Наземное метро строится быстрее и дешевле .

"соединит Баку с Сумгаитом и охватит все пригороды Баку",а вот это реально круто. Потому что пригородных электричек-то не существует теперь.

В Челябинске никак не могут решить где поставить запятую: Закрыть нельзя продолжить. И закрыть нельзя и продолжить никак.

эх,мурыжат уже столько лет и никаких надежд нет.пустили б хотя бы трамвай тогда уж как в Волгограде.

Из всех представленных я пока только на петербургском и новосибирском ездил)
Мне кажется, в городах вроде Новосибирска станции можно было располагать и почаще (да и Петербургу бы это не помешало, на третьей линии перегоны очень уж длинные)
Динамика строительства в нашей стране везде, кроме Москвы и Казани, очень печалит( Другое дело, а стоило ли во многих городах строить метро? Возможно, стоило обойтись подземными участками скоростного трамвая, как в Волгограде. А то получается, что метро из 7 станций очень недозагружено, нужно тянуть линии дальше, а денег на это нет. Когда при грамотном планировании можно было за гораздо меньшие деньги обеспечить развитие системы скоростного трамвая, проложив где нужно подземные участки.
С электротранспортом (если брать шире) в нашей стране вообще все печально
А алма-атинское метро пока как раз в качестве аттракциона работает) 18 тысяч пассажиров в день - это несерьезно. Пишут, что при проектировании расположения станций допустили ряд ошибок, заложив их вдали от пассажирообразующих точек

я как раз не был в Питере,да и за Уралом пока тоже)из наших посещено:Москва,Самара,Екатеринбург,Казань. + столицы республик. Киев,Минск,Баку,Тбилиси. На счет стоило/не стоило строить речь не идет. Метро это часть престижа города.Дело не только в деньгах.

Ну теперь и я в теме ) Вот даже никогда не задумывался про метро, а ты все по полочкам разложил )

ну разложили еще до меня,просто я свел в одно место))и таки рад,что в нашей столице так много строят,хотя хотелось бы что б и по всей стране так же шло дело)

Вячеслав, интересующимся метро к прочтению обязательны:
1) Журнал Игоря Ванина: http://one-in.livejournal.com/
О метро С.-Пб., Москвы, Вены, столиц стан северной Европы.
2) Журнал Максима Шуйского: http://moscowhite.livejournal.com/
История московского метро, в т.ч. "десталинизация", книги о метро.
Максим ведет сообщество "Метрополитены мира": http://planet-metro.livejournal.com/
(Скромно) Кое-что есть у меня по тэгу "метро": http://ein-arzt.livejournal.com/tag/метро

о,спасибо огромное.

Я считаю, что современный мегаполис без рельсового транспорта - это нонсенс. Другое дело, что для многих городов вполне хватит и метротрама, чтобы метро, воздух не возило. Или еще один вариант - как в Баку хотят сделать, совместить пригородные и внутригородские перевозки. В любом случае без такого транспорта никак. Когда мне втирают, что километровые пробки - это символ прогресса, мне смешно, так как многие еворпейские города через это прошли в 70-е и 80-е, когда там был автомобильный бум. Европа этим переболела, но опять же благодаря рельсовому транспорту. И если у нас в городе подобного проекта не будет, нас ждет коллапс. А что касается убыточности - есть в государстве сферы априори убыточные: армия, медицина, образование. И общественный транспорт тоже должен быть в эту сферу отнесен. А учитывая масштабы нашей страны, авиаперевозки тоже должны субсидироваться государством, но это уже офф-топ)

ну в Баку это пока только проект.У нас-то в РФ тоже проектов хватает. осталось что б их реализовали)

?

Log in

No account? Create an account