
Железная дорога пришла в Ставрополь в конце 19 века. Это было одним из самых значимых событий в жизни города. Спустя чуть больше сотни лет в здании железнодорожного вокзала планируется открыть кинотеатр. О времена, о нравы. На сегодняшний день в городе не существует пригородного сообщения. Отменены абсолютно все рельсовые автобусы и пригородные поезда. Да и на дальние расстояния особо не уедешь. Есть поезд до Москвы. Есть поезд из Москвы. На этом всё. В летнее время пускают еще поезд до Адлера. А буквально еще год назад из Ставрополя можно было уехать в Санкт-Петербург, Архангельск и Воркуту. С 2013 года прицепные вагоны в этих направлениях отменены.
Разглядывая расписание на вокзале Ставрополя, я откровенно грустил. Никогда и никто не докажет мне, что автобус удобнее. Да и на счет самолетов лично у меня есть сомнения.
Как я уже неоднократно говорил, что с местными всегда передвигаться удобнее. В идеале я вообще ездил бы только в те города, где есть знакомые готовые поводить по своему городу. Несколько раз я натыкался на коммерческие предложения по этой теме в личке. Особенно этим мне запомнился Тбилиси. Просто так грузины не хотят показывать свой город. Только за мзду. Претензий у меня нет, но свое отношение к мифам о грузинском гостеприимстве теперь имеет место быть. Житель же Ставрополя
2

Итак, Ставрополь. Рядом с вокзалом находится остановка пригородных маршрутных такси. Но в другом конце города есть еще один автовокзал. Проспект Карла Маркса примыкающий к ж/д вокзалу и без того перегружен транспортом. Ориентир остановки маршруток памятник генерал-губернатору Ставрополя Н. Никифораки. Одна из самых значимых фигур в становлении города. При нем появились первая электростанция, телефонная линия и в целом начался промышленный бум. Естественно развитие промышленности было невозможно без железной дороги, которая пришла в Ставрополь опять же в годы правления генерала.
3

Первоначально улица Карла Маркса может напугать. Обычные высотки, непонятные бизнес колледжи и типовой цирк. Казалось бы, смотреть не на что.
4

5

6

Однако пройдя чуть вглубь улицы, можно увидеть самое интересное. Во-первых, Триумфальная арка. Когда-то она именовалась Тифлисскими воротами. Построена в 1841 году. К сожалению, время беспощадно и в 30-х годах прошлого века снесена. Восстановлена уже в 90-е. Первоначально кстати располагалась чуть ближе к вокзалу. Но застройка города с 19 века изменилась, и было принято решение арку перенести чуть дальше по улице.
7

Во-вторых, мой любимый Ермолов. На Кавказе отношение к нему неоднозначное, но землячка помнят. Ставят памятники и параллельно называют собак ермолками. Естественно клички собак свидетельствуют о крайне неодобрительном отношении деятельности легендарного генерала.
8

Ну и в-третьих, конечно же, интересна застройка проспекта. Улица кстати несколько раз меняла свое название. Первая Мещанская, Большая Черкасская, Красная, Проспект Сталина. Неофициально когда-то называлась и Большая Тифлисская. При развлекательной программе Хрущева по развенчанию культа личности получила современное название.
9

10

11

12

13

Несколько месяцев назад я позволил себе смелость утверждать, что Ставрополь это своеобразная жемчужина Кавказа. Прошло время, но мнение мое не изменилось. Губернской застройки в городе хватает. Есть и масса новодела, но дело не в этом. Город не перегружен туристами. Соответственно и население смотрит по-другому на приезжих. Если Кисловодск и Пятигорск живут по большому счету за счет приезжих, то Ставрополь это самостоятельная административная единица. Да и население, приближающееся к отметке в 500 тысяч, об этом свидетельствует. Здесь сконцентрированы ВУЗы и всяческие чиновничьи конторы. Единственное что я упустил это развитие промышленности. В большом городе должно ведь функционировать что-то большое? Хотя я понимаю, что Ставрополь это не Челябинск, и не Кемерово в плане промышленности.
14

15

16

17

18

19

20

21

22

Кстати кроме Ставрополя Кавказского, о котором речь идет в этом посте существовал и Ставрополь на Волге. Здесь стоит уже читать историю Тольятти. Этот же Ставрополь менял свое название в 30-х и 40-х годах. Почти десять лет город назывался Ворошиловск.
23

24

Коста Хетагуров. Про него я уже упоминал в постах о Владикавказе.
25

В 1942 году Ставрополь был взят немцами, но судя по внешнему виду многих зданий 19 века, город не пытались сровнять с землей. Впрочем, и советской застройки в городе хватает. Более того есть здесь и Карл Маркс и Владимир Ильич. Последний в двух ипостасях. Как бюст и как полноценный памятник на площади.
26

27

28

29

Украшения города. Кстати обратите внимание на брусчатку. Именно кавказская фишка выкладывать улицы такими большими камнями. В центральной России использовали булыжник. Хотя сейчас и там, и там кладут недолговечную плитку.
30

31

Еще немного фотографий центра города.
32

33

34

35

36

37

38

Свернем во двор и остановимся. В следующей части пойдем на центральную площадь.
39

Journal information