Previous Entry Share Next Entry
Диалог о современном образовании с преподавателем экономики.
soullaway
1. Почему ты решил стать именно преподавателем?

Это хороший ожидаемый вопрос – его задают практически все, узнав, что я работаю в вузе))) Даже те, кому совершенно не важен ответ, просто большую часть людей удивляет факт того, что кто-то живой, стоящий рядом с ними, внезапно преподом оказался … а преподы же – нелюди и (ну все же знают) даже не какают, прости господи, и что же такого вот живого стоящего рядом человека понесло в такую жуткую кабалу?)))

На самом деле оно вот как сложилось: я в некотором смысле преподаватель в третьем поколении (бабушка – учитель начальных классов, дядюшка – физик-газодинамик) и не то, чтобы у меня выбора не было, ну просто я знал этот процесс не только снаружи, но и изнутри. Он мне нравился. Врать не буду – на заре карьеры научный процесс мне нравился (и нравится) больше, за ним в аспирантуру и шёл. Но так уж вышло, что наука стала дополнением к преподавательской деятельности, а не наоборот. В итоге образовательный процесс поглотил почти полностью, научный – только как хобби …

2. Что такое, по-твоему, наше сегодняшнее образование? Как можно его охарактеризовать? Лучше ли оно или хуже того что получали в СССР? Или же сравнение некорректно?

В некотором смысле последнее утверждение верно. Тогда, между тогда и сегодня, сегодня – это в первую очередь очень разные воспроизводственные системы, а образовательный процесс, будучи частью этой системы, само собой менялся вместе с ней. К тому же конъюнктура тогда – это совершенно иной микрокосмос по сравнению с сегодняшними реалиями. Вот как-то так, если заумно.)))

А по простому – да, вещи разные, сравнивать бессмысленно в общем-то … но то самое старое образование было системным, а вот современное как-то не очень системностью отличается. Как пример о бессистемности: детский сад что-то не очень готовит к школе, школа не шибко готовит к сузу или вузу, которые меняют свои образовательные программы (не по своей воле, а по задумке министерства) со скоростью, близкой к звуковой. И все это не импровизация на местах – это такой вот джаз из центра полётов. Так быть не должно, система должна быть системой, а не набором разнородных ничем не связанных элементов.

3. Какие перспективы у молодого человека, который решает стать преподавателем? Что даст ему государство?

Перспектив, скорее всего, никаких, не дадут ничего. Молодому учителю на селе что-то может и перепадёт, а вот преподавателю в сузе/вузе, особенно если молодому, скорее всего ничего этакого не выпадет. Даже нагрузки на ставку скорее всего не наберётся, ибо есть старые добрые профессора, которых вот просто так не возьмёшь и не уволишь. И это не плохо и не хорошо – так есть.

Обновление кадров в профессиональном образовании сейчас крайне затруднено так называемым эффектом наслоения специалистов. Кстати, Европа с этим уже сталкивалась в 70-ые годы, проблема логично так и не была решена из-за чего академическая наука и профессиональное образование там (в частности в Германии) существенно потеряли, зато лихо выиграл реальный производственный сектор и сектор прикладных исследований и разработок. Поэтому молодым умным советую идти в инженеры … и даже если в экономисты, то обязательно в экономисты-инженеры, даром, что данное направление подготовки почти искоренили из отечественных образовательных стандартов и существенной дипломированной конкуренции на рынке труда при такой квалификации не встретить ;-)

4. Считаешь ли ты свою зарплату достойной?

Достойной или достаточной? Если достойной, то кого? Меня? … короче вопросом на вопрос, как истинный сын Зайона))) Ну а если по серьёзному, то скажу так: «Мне хватает, но хотелось бы большего». Ну и да – достойной не считаю, квалификация вроде бы высокая, а на ставку труда получается где-то в районе кладовщика. Это как минимум не логично. Если смотреть на процесс с экономической точки зрения, то пять лет вуза, три года аспирантуры, ежегодное сверхурочное взаимодействие с реальны сектором, систематическое повышение квалификации … не окупаются же трудозатраты. С другой стороны всё субъективно, только личное восприятие низости своих доходов объективно))).

5. В 2007 году, когда я получил диплом, я фактически был предоставлен самому себе. То есть государству было неинтересно, куда я отправлюсь с этим дипломом. Сегодня такая же ситуация у выпускников?

Абсолютно. Хотя профанируют и лохматят бабушку на эту тему ещё больше, чем в том самом уже почти седом седьмом году. Ситуация изменилась только в том смысле, что работодатели сейчас сами начали проявлять некоторый интерес к выпускникам. Но тут тоже всё не так просто: им либо подавай высококвалифицированного специалиста, готового работать за пятачок, либо они зовут работать в такие адовы условия, что не дай господь. Про уникальных выпускников, способных строить роботов и творить квазиобъекты виртуальной реальности, молчим – их случай особый и к средней по палате отношения не имеет.

6. Ты преподаешь экономику. По-твоему рынок экономистов сегодня не перенасыщен? Или же львиная доля студентов стремится получить диплом для галочки? А после получения отправляется работать продавцом в магазин.

Вот тут буду краток. Да – переполнен. Да – для галочки. Нет – не обязательно в магазин, может и в банк (случаи разные бывают). А нормальных экономистов таки мало … и не наша в том вина и студенты не такие дураки, как многим хотелось бы думать. Повторюсь: нет воспроизводственной системы, соответственно нет мотивации вдумчиво учиться, ибо отдача от затрат времени и сил для сегодняшнего студента (будущего бакалавра/магистра) не очевидна.

7. Как можно описать сегодняшнего абитуриента. Он знает, кем он хочет быть или же идет поступать в ВУЗ потому «так надо», родители сказали?

Вот почему Карла Гауса считают гением от математики?! А вот много всяких «потому» можно привести в пример, но в данном случае я о великой вещи – нормальном распределении. Суть этого самого распределения в упрощенном виде для нашего случая зиждиться вот в чём: любая толпа народу имеет некий процент дураков, некий процент умных, некий процент средних плюс минус некоторый уровень шума и статистически допустимых отклонений. К чему я всё это?! А вот к чему: оно так было на моей памяти всегда – 7-10% поступают сознательно (мотивация различна, но сознательность действий на лицо); 75-80% поступают вроде и сами, но по причине «так надо» (здесь и сам студент и родители проявляют некоторую индифферентность, т.е. могли бы пойти и не к нам и не на это направление подготовки и вообще не в вуз, а в суз; у нас они просто потому, что … ну просто поту что так сложилось); 10-15% загоняют родители (мотивация родителей различна, но их давление очевидно) … недостающие проценты откинем на шумы и погрешности)))

8. Мне известны истории о том, что еще 10 лет назад получить зачет стоило определенную сумму. Как с этим обстоят дела сейчас? Понес ли кто-то наказание из взяточников?

Кто понёс, а кто и нет. Больше всего в этом процессе мне нравиться то, что произошло ожидаемое: понесли в основном те, кто на кафедру в качестве подарка принял обычный стационарных телефон, а тот, кто с одной сессии новый «порш» прикупил, пошёл свидетелем по делу. Однако попугали и пуганых стало много. Именно поэтому с этим пакостным делом сейчас относительно хорошо – основные каналы мздаимствования по возможности прикрыли. Плохо другое – остаются методы поборничества косвенного характера, но тут уже правоохранительным органам надобно доказывать и факт взятки и факт вымогательства, поэтому кое-где царство коридорных троллей всё ещё процветает.

З.Ы. … так и вижу, как злорадствует по сути своей добрый читатель этого манускрипта: «а-а-а-а, все вы преподы поборники. прищучили, поди, самого, вот он и поёт здесь о «меньше», «почти не стало». своих выдавать не хочет» … посему отмечу: говорю я здесь исключительно о тех вуза и сузах с которыми имеют прямые трудовые и косвенные профессиональные отношения, за все учебные заведения страны не отвечаю … лично сам живу по принципу: «брать деньги надо за действие, а не за бездействие», поэтому категорически против всяких там поползновений к вымогательству и мздаимствованию

9. В топ 100 мировых ВУЗов входит лишь МГУ. И с каждым годом он теряет там позиции. По-твоему с чем это связано?

С тем что сам рейтинг дебильный: во-первых, как и любой рейтинг, он был сразу рассчитан на то, что бы возвысит одних над другими (да, на мировом рынке образовательных услуг тоже есть коррупция), а не объективно показать потенциальному потребителю кто лучше, а кто хуже; во-вторых, этот рейтинг изначально был рассчитан не на нашу систему образования. В итоге старую отечественную систему под этот самый топ-100 радикально искромсали революционными методами, новой системы не построили, а МГУ, хоть и центр всея Руси в образовательном смысле, но тоже элемент образовательной системы со всеми печальными вытекающими…

10. Есть ли перспективы у других российских ВУЗов попасть в мировой топ?

А зачем? Африканцы, персы, индусы и китайцы всё так же будут ехать к нам учиться без всяких мест в этом рейтинге … британцы, немцы, итальянцы и прочие французы не поедут, даже если все 100 вузов будут наши. Геополитическое мышление , я полагаю, будет посильнее всяких рейтингов. Кроме того, важно помнить о том, что у нас есть свой рейтинг с блэк-джеком и шлюхами)))

11. В России многие стремятся поступить в Москву или Питер, а по твоим оценкам в каких городах есть еще сильные ВУЗы?

То есть ты полагаешь, что в Москве или Питере ещё остались сильные вузы?!))) Хотя конечно же остались, это просто я не могу быть кипильно-серьёзным дядей. И, что естественно, по России таких вузов хватает. Есть они в каждом регионе, но точечно я их называть не буду – извините, дорогие читатели, но это как-то не корректно. Мол, вот Маша – ты красивая, а ты, Даша – страшна, аж сил моих нет.

Что ещё хотелось бы сказать по этому пункту научной новизны? А вот что: в эти города едут не столько поступать в сильные вузы учиться, сколько мигрируют в обозначенные полисы с целью обосноваться и закрепиться для жизни и деятельности. Примеров том из личного опыта общения с абитуриентами масса. Что печально и для нас, регионалов (мы теряем потенциальных студентов) и для центральных вузов (переизбыток умов, которым лениво умничать, существенно снижает мотивацию тех же профессоров к серьёзной работе в аудиториях).

12. Общаешься ли ты со своими выпускниками? Если да, то любопытно работают ли они по специальности?

Конечно общаюсь. Естественно не со всеми.))) Но что характерно, с кем общаюсь – все работают по специальности. Есть незначительный разброс, конечно. Например, по некоторым подругам-товарищам такие случаи имеют место быть: учился по специальности «Налоги и налогообложение», а работает ведущим экономистом в строительно-монтажной организации, учился по специальности «Управление персоналом», а работает заместителем начальника отдела по работе с клиентами в IT-компании; учился по специальности «Мировая экономика», а работает доцентом и научным сотрудником на кафедре Мировой экономики в Высшей школе экономики. Но эти огрехи я не считаю значительными (последнее так вообще не огреха, а абсолютное попадание) – знания и умения, полученные в вузе, люди прикладывают на практике, просто делают это несколько в иной форма. Показательно вот ещё что – те самые, которые поступали сознательно, за исключением пары-тройки человек, устроились по специальности (в большинстве своём без всякого блата). Видимо и впрямь понимали, на что идут и чего хотят.)

13. Кто-нибудь из твоих студентов уехал из страны? И если да, то работает ли там по специальности?

Ровесники (друзья, однокурсники) есть таки, а вот за студентов не знаю. Может и есть, просто я не в курсе.

14. Я знаю, что среди студентов есть иностранцы. У вас на факультете кто-нибудь учится?

В последние годы полно таких … чуть не начал распространяться о том, какие именно, но вот он соответствующий вопрос, ниже лежит)))))

15. Кстати о студентах. Какими странами представлена сегодня география ОГУ? Я-то помню, когда со мной в общаге жили и кубинцы, и студенты из Сомали Кто сейчас едет учиться в Россию?

Всю географию не скажу – не в курсе просто. Конкретно у нас на факультете Экономики и управления обучаются ребятушки из Кот-д'Ивуара (один из них у меня в этом году в дипломниках, кстати интеллигентнейший парень и достаточно умный вопреки всяким ожиданиям), Гвинеи-Бисау, Камеруна, Йемена, Китая, Армении, Белоруссии, Украины. На соседних факультетах имеют место быть ещё студенты из Египта, Сирии, Ирана, Монголии, Бразилии и Португалии. Медицинский полон индусов. Что-то там говорилось про Сербов, Венгров, Румын, но подтверждений пока нет. Мне ж Сербы особо интересны))) Западноевропейские ребята (французы, испанцы, немцы) бывают регулярно по профобмену и на всяки постдоки заезжают.

16. Выгодно ли нашей стране обучение иностранцев?

Весьма. И не только в деньгах сия выгода выражена будет. Они в большинстве своём учатся реально. Конечно не всегда тому, что будет в дипломе. Но русский язык они точно выучивают. А язык сейчас – это новые экономические связи в перспективе. Есть ощущение, что конкретно Иранцы (особенно иранские курды) и Китайцы за этим (т.е. за связями) и едут. Ну и культурный обмен, конечно, важен. Во всём же мире думаю, что в России напрочь все ёб***ые и жить невозможно, ибо кругом один сплошной концлагерь, а оказывается, что не все и не сплошной)))

17. Существуют ли какие-то льготы при поступлении для жителей Абхазии, ДНР, ЛНР?

Добавь сюда ещё и Крым с Приднестровьем. Но какие – не знаю. Это по части приёмной комиссии, я в неё не вхожу.

18. Есть ли среди твоих студентов беженцы из Украины?

Таковых не имеем.) Это я к тому, что в моих группах, с которыми я работаю в текущем учебном году, пока нет. В следующем году будет. В этом году к нам на третий курс переводилась девушка из Донецкого национального университета, если я ничего не путаю.

19. Обсуждаете ли вы политику со студентами на занятиях? И существуют ли по этому поводу какие-нибудь указания «сверху»?

Я сам лично по своей инициативе делаю это регулярно … предмет «Планирование и прогнозирование налогообложения» к тому обязывает, знаете ли))) А что касается «кураторской работы» то указания сверху есть только в отношении таких тем как: толерантность, анти фашизм, здоровый образ жизни. Всё прочее по желанию. «За кого голосовать на выборах ЕдРа, как правильно любить ВВП и какими аргументами крыть белую гидру мирового империализма в вопросах паспортизации Крыма» – такого, конечно же, нет. Но это у нас, а вот в других местах может и есть.

20. Как ты считаешь, ЕГЭ это хорошо или плохо? Не создает ли он шаблонного мышления у человека?

«ЕГЭ – это отлично. Это лучшее, что только могло случиться с отечественной системой образования. Мы все ему рады и благодарны за то, что» … вдруг действие гипножабы закончилось и он заговорил по другому))) Моё отношение к этому, в общем-то недурному, но до конца не продуманному, дидактическому методу отлично выражает достаточно старая карикатура из этих самых европ (да-да, там давно с этим борются и уже даже имеют явные минусовые последствия).

Найти картинку не получается, поэтому опишу словами: мы видим стоящих перед экзаменатором слона, льва, обезьяну, орла; для того, чтобы получить положительную оценку каждому из них необходимо (всего ничего) залезть на пальму. Вот так и ЕГЭ принуждает разные мозги одинаково «лезть на пальму», что не столько отупляет, сколько сужает возможности развития индивидуальных способностей ученика. То есть получается, что реформируя систему школьной подготовки к последующему профессиональному образованию, откуда ушли, туда и пришли только на этаж ниже. Нисходящая спираль почёта, етить-колотить. Ну, вот как я отношусь к ЕГЭ?!)))

21. Как ты оцениваешь с точки зрения экономиста сегодняшнюю ситуацию в экономике нашей страны?

Это второй по популярности вопрос, после вопроса «почему ты решил …»))) И сразу анекдот:
- Слушай, ты можешь понять, что вообще происходит?
- Тебе объяснить?
- Да нет, не надо. Объяснить я и сам могу. Ты ПОНЯТЬ можешь?

Это я к тому, что для меня последние лет семь это один из самый сложных вопросов. Почему? А потому, что, во-первых, как профессионалу мне хотелось бы дать объективную оценку, выработка которой весьма трудоёмка и, во-вторых, я уже не могу смотреть на экономику (тем более в масштабах страны) одномерно – для меня это крайне сложная система, включающая множество внутренних подсистем, взаимодействующих элементов, разнонапраенных процессов. Конечно я могу сейчас начать свой рассказ, но … это выльется в объемный труд. А мы сейчас не про это + вообще мой рассказ и так уже затянулся.

22. Какие перспективы у нашей экономики?

Самые разные  (см. ответ на вопрос № 21)

23. Как ты относишься к коммерческим ВУЗам? Можно ли сказать, что там фактически покупают корочку диплома, а не знания?

Наша текущая научно-образования недосистема заботливыми руками министерства катиться в направлении полной коммерциализации, в том числе и в части предоставления населению образовательных услуг. Вот мы будем покупать корки своим детям или всё-таки знания? Вопрос на самом деле не простой. Тут важно понимать, что после суматохи конца 90-ых, начала 00-ых многие кандидаты и доктора наук фактически покупали свои научные степени. И как тогда эти самые «учёные» будут работать со студентами? Вероятнее всего по принципу линейно-монетизируемого бизнес-процесса. С другой стороны, даже при наличии крайне честных преподавателей, пока сами студенты (или их родители, платящие за них) не начнут относиться к коммерциализации образовательного процесса, как к моменту должной оплаты труда педагогов, то и сами педагоги будут забивать на обстоятельность и строгость, что и будет равносильно продаже корки. В последнее время наблюдается больше понимания со стороны платящих. Во-первых, стоимость за последние два года возросла значительно и в людях стал просыпаться рациональный потребитель и, во-вторых, тот самый перенасыщенный рынок труда уже не может пережёвывать корочных экономистов, нужны знающие люди, а затраты на образование надо отрабатывать … поэтому студенту начинают требовать от нас «отбивать бабло» и прям учить их и не академическим фантазмам)))

24. Что можно посоветовать тем, кто только собирается поступать? На чём заострить внимание?

Хорошо обдумать свой выбор. Не видитесь на моду – в профессии она не уместна. Если вам нравиться вязать, учитесь это делать профессионально, нравится рисовать – растите как художник, конструируете – не останавливайтесь. Даже профессиональный грузчик, дворник и водитель троллейбуса необходимы миру. Если вам ничего не интересно, то … ну лучше было бы, чтоб вы не занимали чужих мест. Однако займёте же … вас таких будет не много, но будет наверняка.

Помнить, что сейчас на дворе не 1985 год, а 2015 год и конкретные знания, умения, навыки которые вы получите, скорее всего будут с вами не на всю вашу жизнь, но без них не понять базовых основ и не познать нового. Будьте готовы учиться всю свою жизнь, таковы современные реалии. А для этого учитесь учиться, а не запоминать.

Ну и да – проводите меньше времени в интернете. Свежий воздух стимулирует работу мозга, а пешая прогулка укрепляет опорно-двигательный аппарат и повышает иммунитет.

25. Если бы у тебя была возможность вернуться назад, ты выбрал бы другую профессию?

Скорее всего – да. Ну, точнее попробовал бы. Сделал бы это я не потому, что данная профессия мне не нравиться, я перегорел и т.п. Нет, нравиться мне это дело и даже очень. Просто, каково быть преподом я уже знаю, хотелось бы попробовать чего-то ещё. Но как мы помним из произведений Станислава Лема, Аркадия Стругацкого, Курта Воннегута и Дмитрия Липскерова – петлю времени со всеми её этими возвратами обмануть невозможно, изменить может быть получается только некоторые детали, а концептуально всё будет, как и прежде. Моя профессия – концепция моего бытия, так что …

26. Ну и напоследок что бы там сам хотел рассказать?

Вообще много чего. Например, про куплю-продажу учёных степеней и влияние этого чудесного процесса на окончательную деградацию отечественной системы образования. Но и я так уже больно сильно расписался, поэтому я обязательно чего-нибудь расскажу, но только это будет уже совсем другая история)))

Добра и мира.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладных экономических дисциплин Орловского государственного университета Волков Алексей.

Posts from This Journal by “Честный диалог” Tag


Buy for 60 tokens
Начну с того, что выбор пал на стратокастер родом из Индонезии. Я был нацелен на недорогой, но приличный инструмент для поиска звука. Электрогитара должна была отвечать ряду критериев, правда они были слишком разные. Диапазон интересной мне музыки от джаза до металкора. Иногда блюз, фанк и ска.…

  • 1
А ведь мне предлагали работать преподавателем по экономике)

а ты ведь экономист по образованию?

И получал ты образование еще при СССР и, как я понимаю в Казахстане...

Начал при СССР, окончил уже в Казахстане)

О как. А кстати любопытный момент. Требовалось ли знать казахский язык в ВУЗе в то время? Было ли это обязаловкой?

Нас казахский заставляли учить ещё в школе...
Поскольку это были переходные времена, то в институте были факультативы по казахскому языку. Но сейчас уже говорят что скоро и писать и сдавать дипломы придётся на казахском. Так что я успел все сделать вовремя))

То что вы казахский учили не удивлен. У меня мама училась в школе на Украине и естественно язык у них там тоже был. Наверное это нормально. Тогда ж дружба народов была и все как-то уживались вместе. Другой вопрос, что границы республик были нарезаны по идиотскому принципу...Ну да что уж теперь об этом говорить...

Вот на Украине из-за этих границ сейчас много проблем. Хотя и у Казахстана есть часть русских земель....

Я кстати в Алма-Ате не ощутил никакой враждебности, но я её и в Киеве зимой 2013-го не ощутил,а вышло оно вон как...

С казахами все было нормально. Но к чести Назарбаева он объявил программу о возвращении всех Казахов именно в Казахстан. Но все монгольские и прочие казахи сильно отличаются по образованию и образу жизни от местных казахов. Что это между казахами вызывают большие противоречия.

Нормально-то нормально,но ты-то вот переехал в итоге оттуда)

Решение о России было принято, когда у нас по 2 недели не было ни газа, ни воды... Была такая разруха, когда готовили на кострах, а воду завозили водовозкой. Потом пошли газовые баллоны. Потом более менее наладили с водой. Там же много немцев жили. Они бросали дома и квартиры и уезжали в Германию. Многих русских вербовали металлурги из России... Вот тогда и начали копить на жильё в России.. Ну и вообще русские должны жить в России...

Собственно с последним согласен,хотя наверняка кто-нибудь захотел бы поспорить,что русские никому ничего не должны и т.д...

Наших знакомых полно, кто не собирается в Россию... Они там родились, там родня, положение как ни странно, бизнес... Ну наша семья приняла такое вот решение. Но спасибо девальвации 98 года) так бы мы жильё вряд ли купили)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account