?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Смелая и своевременная литература начала 21 века.
soullaway



Я всегда читал книги. Сколько себя помню, столько и читал. Майн Рид, Фенимор Купер, Аркадий Гайдар в детстве. Бажов, Носов, Януш Корчак, Карл Чапек, Островский (тот, что про сталь книгу написал) Луи Буссенар, Свифт и еще куча всего в том же нежном возрасте.
Потом я открыл для себя Маркеса, Андреева, Солженицына, Стругацких, Булгакова. Мучился с Кафкой и Борхесом. Люто ненавидел Кортасара и не понимал, зачем так сложно писал Достоевский. Так мне исполнилось 15 лет. Наверное, отчасти благодаря литературе мама закрывала глаза на мой внешний вид и поведение. Ребенком я был трудным, но начитанным. Да. Не без этого. Однако речь не обо мне, а о литературе.

Осенью 98 года мне попалась в руки книга «Москва-Петушки». А бонусом там шла пьеса Ерофеева. Сказать, что я офигел значит, ничего не сказать. Это была очень странная литература. Непривычная и какая-то рискованная что ли. Так я понял, что существует какой-то пока еще непостижимый для меня пласт художественных произведений. Понять-то я понял, но где взять что-то такое же по ощущениям было негде.

До тех пор пока я не задал подобный вопрос моему другу Зосиме. Эдуард отреагировал молниеносно. Он не ругал и не хвалил Ерофеева, а просто выдал мне книгу Егора Радова. Вот именно такого издания как на картинке.




Если Ерофеев был, в общем-то, советским писателем, то Радов взорвал мне мозг окончательно. Это было нечто небывалое и не похожее ни на что. Так получилось, что я шагнул в еще одну грань чьего-то творчества. Открыл нечто непостижимое, разнузданное и нереально веселое. Это была не фантастика, а какая-то психоделия от литературы. Перелистывая страницу, я не мог угадать, что будет дальше. В общем, Радов стал для меня неким символом того как далеко можно шагнуть в творчестве. У него не было рамок, и он не стеснялся экспериментировать. Эксперимент это очень важно.

А следом ко мне попал Пелевин. Сборник рассказов как на картинке. (Спасибо zeshechka!) Понравилось. Серьезно. Тогда вообще модно было ругать Пелевина. Ну и я туда же. Корчил рожи, особенно после прочтения «Жизни насекомых» типа попёр идею у Кафки. Обложка эта легендарная с Че и колой страшно раздражала меня…

Но в целом он был хорош. Еще я помню такую книгу как «Калалацы». Аркадий Ровнер значится её написал. А выдавал мне для прочтения всё тот же Зосима. Наверняка что-то еще мелькало, но запомнился именно Пелевин и Радов.





Так незаметно подкрался 2002 год. И вот тут-то и случилось, можно сказать, откровение. Мой друг totalitarni_rej прикупил в книжном Сорокина и выдал мне его для ознакомления. Что такое книга в начале 00-х в Орле? Это не просто прочел-вернул хозяину. Это целый обряд. Книгу читал я, выдавал одному из своих друзей, он ещё кому-нибудь и так она делала круг. Возвращалась к Волкову и оттуда уже делала еще один круг только уже по его друзьям. Здесь было самым важным успеть перехватить книгу до того как она уйдет к кому-нибудь еще.
Что было из русской современной литературы тогда нам известно? Да, был Пелевин, Радов, Сорокин, Лимонов. Фамилии известные, но не было какого-то издательства, которое взяло бы на себя риск печатания подобной литературы.

Тут-то и появилось издательство «Ад маргинем». То есть появилось оно раньше, но, на мой взгляд, расцвет издательства пришелся как раз на начало 00-х. Они выпускали всех тех, кого я сегодня считаю актуальной современной литературой. Вернее немного не так. Это была актуальная литература на начало века. Сейчас наверняка есть и другие писатели, но об этом пусть расскажут лет через 10 те, кому сегодня 15-20 лет. Именно в этом возрасте человек читает актуальную литературу и слушает современную музыку. Потом начинается уже другой этап в жизни и в 30 лет нельзя утверждать, что ты обладаешь какими-то знаниями о музыке и литературе. Это подвластно лишь молодежи, пусть она даже еще и не осознает этого.


«Ад маргинем» реально сделали мою юность. Я восторгался Елизаровым, Сорокиным и Ширяновым. Меня веселил Козлов и удивлял Болмат. Это были прекрасное время смелой и действительно независимой литературы.

То, что выпускалось в то время, сегодня невозможно представить на книжных прилавках. Мат, порнография, галлюцинации, наркотики, половые излишества и неудержимая фантазия писателей, не поддающихся классификации это зеркало той эпохи. Метафоры Сорокина и суровые страницы Ширянова прекрасны. И я рад, что застал то время, когда всё это было в свободной продаже. Когда в прямом эфире по НТВ Виктор Ерофеев читал вслух маты Сорокина. Когда всякие идущие вместе жгли книги и когда РПЦ еще не стали совать свой нос в культуру.

Культура она ведь принадлежит молодым. И лишь время определит, что из всего этого было качественным контентом, а что нет. Ширянов пропагандирует наркотики? Я прочел книгу и устроился работать в ФСКН. Мой друг Волков преподает экономику в ВУЗе. Так что аргумент слабый. Те, кто употребляет героин, не читают книг. Поверьте мне на слово. А зарабатывать политически очки на сжигании книжек одно из самых мерзких занятий. Книга «Скины: Русь пробуждается» пропагандирует насилие? Что-то ни я, ни мой друг Сашка, у которого я брал эту книгу для чтения, не забрили свои головы и не стали фашистами. Так что все эти разговоры о запретах и пропаганде зачастую выглядят как бред сивой кобылы.     

Вот немного обложек тех книг, что я держал в руках. Кстати художник Андрей Бондаренко нереально крутой офрмитель. Почти все эти обложки сделал он.















P.S.

Тут недавно разговорились с silverina1 чего можно почитать. Я зачем-то назвал Елизарова. На самом деле это глупый совет. Шок контента хватает и в интернете. Из всей той литературы надо прочесть вот такую книжку как ниже.

«Чертово колесо» я читал уже с монитора. И для меня это было этаким финальным аккордом того периода нашей русской литературы. Время изменилось, шокирующие функции теперь у интернета. И то, что работало 15 лет назад на бумаге, сегодня работать не может, да и не должно.

Сегодня наверняка есть новые писатели, но мне они неведомы, ведь я теперь читаю по вечерам Чехова или Горького. Не вдохновляют меня больше Сорокин с Липскеровым и не удивляют Ширянов с Радовым. Видимо я вырос из всего этого. И это прекрасно. Вместо меня теперь молодежь будет открывать для себя своих Ширяновых и Сорокиных. Я же могу только сказать спасибо этим писателям. Они сделали мою юность, и я рад, что это были они, а не занудные политические деятели. Ну и конечно же я благодарен своим друзьям которые регулярно снабжали меня литературой.




promo soullaway october 30, 19:33 34
Buy for 50 tokens
Когда в комментариях первый раз мне посоветовали написать книгу по истории нашей рок музыки, я улыбнулся. Потом мне посоветовали это сделать второй раз, третий, пятый. Я задумался. Крепко задумался. Ребята и девчата. Какую я могу написать книгу? Я не очевидец каких-то событий, я незнаком ни с кем,…

  • 1
а чего я на всё это могу сказать?! ну да было и такое ...

... не меньшим запоем потом (аккурат в конце 00-ых - начале 10-ых) я начал читать Курта Воннегута (хотя я его всегда читал), Умберто Эко, Джона Фаулза, Джулиана Барнаса, Тома Стоппорда, Йена Пирса и Кобо Абэ ... на них, в общем-то, году так в 2010-ом моё большое чтение и прервалось лет на пять ... сейчас вот Стругацких перечитываю (хотя я их всегда перечитываю)

у меня последний большой всплеск интереса к литературе был после армии. как раз когда я пришел ты мне и выдал Пелевина,Елизарова... Тогда дико всё интересно было. Видимо потому что год я находился в вакууме. Но очень быстро это прошло. И так до сих пор и не вернулось. То есть да. Что-то почитывается время от времени, но без былого фанатизма.

  • 1