Previous Entry Share Next Entry
Прогулка в Балтрайон. Часть первая.
soullaway
1




Каждый город нашей страны может рассказать свою альтернативную историю. Без вот этих дежурных фраз в духе, что в таком-то году было построено столько-то метров жилья. Этот сквер разбит по указанию такого-то чиновника. На этой улице отремонтировано сто метров тротуаров.

Все эти вещи читать скучно. От них за версту несет казенными тряпками. Меня всегда больше интересовали какие-то вещи, которые случились совсем недавно, но их никто не стал фиксировать. Касается это естественно неблагополучных районов. Там всегда происходит всё самое интересное.

В Калининграде таким до недавнего времени был Балтийский район. Сегодня его не существует. Он входит в состав Московского района с 2009 года. Но это не значит, что он перестал окончательно существовать. В конце концов, осталась его архитектура. Остались стены, которые помнят прошлое. Остались дома и улицы, в которых происходили безумные истории, так и оставшиеся чем-то личным таинством. Наверняка где-то остались и люди, которые могут рассказать сотню фантастических историй, но пока что хранят молчание. Сегодня я вам кое-что покажу, хотя рассказать вряд ли выйдет. Ведь я там не жил и только слышал обрывки каких-то смутных историй о самом суровом районе Калининграда.

Выдвигаемся из Балтийска. Раннее утро. 8 часов. Люди уже куда-то едут. Не лень же им.

2


Автовокзал Калининграда. Здесь он расположен рядом с железнодорожным вокзалом. Очень удобно.

3


Очередной большой магазин. Современная архитектура во всей своей красе.

4


Контора РЖД.

5


Сворачиваем под мост и выдвигаемся вперед по улице Киевской. Вообще я отправлял бы туристов именно сюда. Центр Калининграда он прилизанный. Он как на картинке. Настоящий Калининград, по-моему, остался где-то здесь. Сразу скажу, что Кёнигсберга здесь в принципе нигде не может ощущаться. За 70 лет русские создали на этой земле свои мифы и легенды. Просто их некому записать. Не нашлось пока что архивариуса и летописца. Надеюсь, он найдется. И конечно он должен быть из местных. Пришлый вроде меня не сможет отразить, что такое Балтрайон в 90-х или 80-х.

Вообще Калининград удивительное место. Здесь масса людей, которые занимаются онанизмом на прошлое в виде тевтонских рыцарей, мастурбируют на старые названия, но в упор не видят, что никакой Пруссии не существует и надо не пытаться отразить историю прошлых веков, а зафиксировать советский период города. И, конечно же, период 90-х. Не надо комплексовать. Это наша история и в случае Калининграда она великолепна и интересна.

Смотрите сами. Портовый город. Рядом граница. В 90-е здесь народ жил на перегоне импортных автомобилей в Россию. Зарабатывали кстати неплохо. Здесь же лились рекой наркотики. Шла контрабанда из порта. Этакий Питер в миниатюре. Или Одесса.

Наверняка есть десятки историй, но никто не зафиксировал их. Никто не отразил. Словно и не было того времени. А между тем оно было. Жаль, очень жаль, что нет никакой книги об этом. Ведь в том же Балтрайоне точно случались замечательные вещи. В конце концов, у этого района и до сих репутация худшего в Калининграде. Криминал, наркотики, гопники это вот то, что сразу скажут местные старожилы, услышав о Балтрайоне образца 90-х. Сегодня там конечно уже безопасно. Хотя чего делается по ночам мне неведомо. Итак, отправляемся по улице Киевской в место, которое еще недавно было чем-то вроде гетто.  

6


Под мостом нонче кстати интересные и пёстрые картинки. Еще бы асфальт там сделали б и было бы вообще счастье. Я вот представляю, как через пару лет в Калининграде будет чемпионат, и заезжий турист, выйдя с поезда, пойдет погулять. Не целенаправленно, а просто побродить по городу. А тут такое…

Хотя может это специально сделано. Ну что бы дух какой-то передать. Трудился целый штат дизайнеров. Им, конечно же, заплатили за разработку проекта. Потом трудолюбивые таджики ломали здесь асфальт. И вот мы имеем интересный арт-объект. Просто я ничего не понимаю в искусстве. Не смешно ведь? Вот и мне тоже.

7

8


Видите рельсы? Это остатки былой роскоши. Трамвай местные власти целенаправленно уничтожают. Кстати у ряда местных жителей, зашкаливающие чувство собственного величия. Живём-то близко к Европе. Так вот она наглядная картина, что Калининград глухая и дремучая провинция, где уничтожают фактически памятник транспорта. Ведь местная трамвайная система старейшая в России! Получается никакая здесь не Европа. А так себе колхоз, которым правят вредители, а местные жители это дело всячески поддерживают.

Согласитесь ведь, что маршрутки вместо трамвая это зло и дикая Азия? Вот то-то же. Вместо развития красивого и удобного транспорта по городу бегают скотовозы. Это кстати одна из причин, почему я предпочитаю ходить пешком в Калининграде.

9


Видали? Были рельсы, и нету рельсов. Это самый модный тренд в Калининграде.

10


Видите дом? Казалось бы один. А вот и нет. Ежели на карте смотреть то номер этого дома будет от №6 до №22. Каждый подъезд считается как отдельный дом. Такая вот местная особенность.

11

12


Это троллейбусный парк. Трамвайное депо расположено, кстати, в этом же районе. Уже здесь начинает чувствоваться атмосфера рабочего городка.

13


Суровая немецкая архитектура. Впрочем, возможно и послевоенная советская.

14


А вот и начинается промзона и сортировочная станция. Конечно масштабы здесь не фантастические, но всё равно красиво я считаю.

15


Старый мост, который собственно и ведет в Балтрайон.

16


Виды с моста.

17

18

19

20

21

22


Впереди видны невзрачные советские дома. Казалось бы, на первый взгляд ничего интересного нас не ждет. Но это только на первый.

23


Остановка. Можно пройти мимо, а можно обратить внимание. О чём нам может рассказать эта конструкция? Это только кажется, что ничего интересного. На самом-то деле внимательный взгляд видит, что каркас целый. Пустые бутылки не валяются, да что там бутылки? Окурки даже не лежат здесь. Так что район встречает нас свежим и совсем не таким как был в 90-х. Молодежь нынче не сидит по ночам на остановках.

24


Слева и справа тянется болото.

25


Вот мы и в Балтрайоне. Удивительно, но никакой депрессивности тут не наблюдается. Отнюдь. Вон торчат какие-то новостройки. Имидж разнузданного и криминального мира 90-х, сменился обычными высотками нашего времени. Это не хорошо и не плохо. Это вот то, что есть.

26

27


До прихода сюда советской власти эти места именовались Понарт. И к слову тоже имели дурную славу. Если посмотреть на карту, то очевидно, что район Понарт и во времена Кенигсберга был даже не окраиной города, а отдельным поселением. Словно городом спутником. Здесь жил такой же пролетариат, как и при СССР. Ну, разве что разговаривал он на немецком языке. А так-то суть та же. Кто сильнее тот и прав. И, в общем-то, совсем неудивительно, что Балтрайон или как его еще называют Балтон, унаследовал дух прошлого с его драками, агрессией и пьянством.

Конечно это не знаменитый Уралмаш, не Орехово-Зуево и не Солнцево. Да и некорректно сравнивать Калининград с Тольятти или Москвой. Но меня искренне удивляет, что никто не отразил местный криминальный мир щедро разбавленный какими-то местными неформальными вещами. Ведь удивительно, но факт, что где-то здесь, когда-то жил Олди. Человек первым и с моей точки зрения последним в нашей стране игравшим регги. Именно русский регги. Тоскливый, печальный и безнадежный. А какой еще регги может быть у нас? Только такой. Самое же странное, что Олди успел побывать в тюрьме. Ровно как и басист группы Комитет охраны тепла. Где-то здесь на этих улочках они когда-то и вращались. Свои среди чужих. Я не могу себе представить волосатого растамана в конце 80-х в Тольятти. Да и нигде, честно говоря, не могу представить. Только в Калининграде.

28

29

30


Двигаемся постепенно дальше по Киевской улице. Как видите, здесь всё смешалось. Советские и немецкие дома. Здесь же буквально за углом заброшенная пивоварня, некогда славившаяся на всю Пруссию. Брусчатка и асфальт. Рельсы от погибшего трамвая. Очень колоритный район.

31

32

33

34


При этом люди вокруг обычные. Как и везде. Нормальные наши люди. Встретился мне и какой-то пьяный с самого утра дедок покрытый татуировками. Но это скорее исключение. Именно поэтому у меня всегда вызывает улыбку чьи-то грёзы о переименовании Калининграда или любого другого города области. Те, кто этим грезит, обременены комплексами. Другого логичного объяснения я этому не нахожу. Ведь нет никакого Кёнигсберга. Вглядитесь в эти снимки. Здесь исключительно Калининград. И не район Понарт, а именно Балтрайон.

35

36

37

38


Есть здесь и место для скверов. И естественно братских могил.

39

40


А рядом со сквером расположен храм рождества пресвятой Богородицы. Некогда кирха предместья Понарт. 19 век. Вот кстати наглядный пример, что РПЦ следит за храмом. А ведь совсем недавно здесь был склад, а потом и вовсе спортзал завода «Янтарь».

41

42


Неспешно двигаемся дальше. Застройка становится всё интереснее. Кстати местами архитектура мне почему-то напомнила Самару или какой-нибудь Нижний Новгород. Да, знаю, что может и не очень-то похоже, но вот такие ассоциации возникли.

43

44

45

46

47


Не стоит забывать, что рядом граница и враг не дремлет. Воинских частей в области как грязи. Если не больше.

48


Двигаемся в самую глубь района.

49

50

51

52

53

54


И вот возле рынка и остановимся в этой части. Дальше пойдем чуть позже. Тем более район интересный, а впихивать в один пост сотню фотографий не хочется.

55




Posts from This Journal by “Калининград” Tag


promo soullaway october 30, 19:33 34
Buy for 100 tokens
Когда в комментариях первый раз мне посоветовали написать книгу по истории нашей рок музыки, я улыбнулся. Потом мне посоветовали это сделать второй раз, третий, пятый. Я задумался. Крепко задумался. Ребята и девчата. Какую я могу написать книгу? Я не очевидец каких-то событий, я незнаком ни с кем,…

я люблю трамваи, жаль что их уничтожают.
У нас тоже есть район с плохой репутацией, и даже не один )

Ты только не обижайся, но и сам город в целом имеет суровую репутацию:-)

Что некому записать - да наверняка уже записано кем-нибудь, но пока "в стол". Боятся чрезмерного интереса или правоохранительных органов, или своих же оцивилизовавшихся заклятых врагов того времени.
А всякая шелупонь вроде "помнишь, как мы на этой лавочке в 95-м курнули классно" - да и хуй бы с ней.

Самого Кенигсберга-то нет, но следов более чем предостаточно - просто каким-то следам относительно повезло, как этой экс-кирхе, каким-то не очень. Но почему бы не позволить им просто быть?

Ну и да, типаж "ебанутый краевед" в Калининграде, конечно, встречается гораздо чаще, чем в других российских городах схожего размера.

Edited at 2016-08-17 09:32 am (UTC)

Ну кстати если б и шелупонь что-нибудь написала я б почитал. в конце концов эта шелупонь ходила на дискотеки, концерты, а это и есть срез той эпохи. У нас на мой взгляд вообще мало подобной литературы/кинематографа. Я вот давеча глядел сериал "Винил" и радовался. Это ж надо так круто снять по сути процесс перманентного тусования. Высший пилотаж. У нас вот окромя Ширянова никто и не написал ничего подобного.

P.S. А против следов прошлого города я ничего и не имею. Их наоборот надо холить и лелеять.

Edited at 2016-08-17 09:38 am (UTC)

Блеск и нищета Кёнигсберга :) Район с Историей. И это классно, что ты её знаешь, и рассказываешь.

Я как раз ничего и не знаю. А вот про родной Орёл Я замыслил чего-нибудь этакого написать.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Классный пост в стиле эклектики . Спасибо !

"Пост в стиле эклектики" это как?:-)

Меня вот на днях уговаривали на ПМЖ в ваши края)))

Не сказал бы, что район прямо такой уж жуткий. В некоторых местах даже гламурненько выглядит. Асфальт вон везде хоть и старый, но целый.

Если честно я вообще не припомню где у нас в стране остался прям треш какой-то в крпуных городах. Если только "Пролетарка" в Твери адово выглядит. Ваш знаменитый Уралмаш судя по фотографиям тоже окультурился:-)

Вот и мы с тобой до кучи прогулялись.

Почему летописец не может быть пришлым? Владимир Иоганович Даль - создатель словаря живого великорусского языка - был датчанином. На минуточку. А какой памятник создал!

Edited at 2016-08-17 12:52 pm (UTC)

Как он на хрен датчанин ежели родился в ЛНР?

>>икакой Пруссии не существует и надо не пытаться отразить историю прошлых веков, а зафиксировать советский период города. И, конечно же, период 90-х

Не романтик ты, эх не романтик:)

еще какой романтик. просто там сказки,а тут вот она явь.

Балтрайона на фотках я практически и не увидел :(. Балтийский и Московский есть, а Балтрайона нет. Киевская - это как фасад. Настоящий - это Павлика Морозова, Камская, Двинская и прочие маленькие улочки.
90-е - это не история, это практически современность и великое переселение советских народов. История это 50е-70е. О куче оружия на руках, о сотнях подорвавшихся при раскопках детей, о прогулках в фашистской форме (это в 50е-60е), о прекрасных, теперь исчезнувших курортах, о том, что это был морской город.
Может я ошибаюсь, но в 90е тема перегонки машин ещё не была слишком популярной. И без этого хватало возможностей. Авторынки были крутые, но куда везти не было нужды. Началось скорее после дефолта.
Согласен, что маршрутки не очень презентабельны, но они - единственно надёжный транспорт в городе. Трамваи с троллейбусами имеют очень ограниченное поле деятельности. Автобусы тоже двигаются только по большим улицам и практически прекращают работу в 19-20 часов. Я это почувствовал, когда работал на Дзержинского и заканчивал в 21.00. Если их убрать, начнётся транспортный коллапс. В центральном районе на таких улицах, как Карла Маркса, Красносельская, Кирова другого транспорта вообще нет.

Немного Камской и Березовой чуть позже выложу. На Павлика Морозова надо отдельный заезд делать. Там очень насыщенно всё. И интересно. Мне нравится гулять по Калининграду неспешно и в этот раз банально не хватило времени.

Про перегонку машин я со слов бывшего коллеги знаю. Он офицер, но в 90-х плюнул на всё и ушел в коммерцию. Какое-то время было неплохо, но сейчас вернулся на флот. Правда теперь уже не военный. Про прогулки в немецкой форме очень интересный момент. Почему её одевали?

По поводу же транспорта это давний спор, что лучше. Я считаю, что система выстроенная при СССР была хорошей. И рабочей. Она великолепно справлялась бы и сейчас, но её естественно надо было модернизировать. Вместо этого её уничтожили и отдали на откуп мелким коммерасантам.

№14 - похоже, всё же советская застройка. Окна гостовские, 15-15.

Наверное да. Тут вообще много домов попадаются которые я не могу сходу опознать. То ли наши, то ли немецкие.

редко там бываю )

Орехово-Зуево вспомнил. Спасибо :)

В Орехово-Зуево есть отличные старые производственные помещения. Давно хочу туда.

Пруссией и не пахнет.

Россия в очередном своём проявлении:-)

?

Log in

No account? Create an account