Previous Entry Share Next Entry
Первый рок фестиваль в СССР. «Весенние ритмы. Тбилиси – 80».
soullaway
1




Исторически так сложилось, что при словосочетании «русский рок» большинство представляет перед собой такие группы как Кино, Алиса, ДДТ. Впрочем, есть отдельная прослойка граждан, которая немедленно заявит, что вышеперечисленные группы это не рок, а лютая попса. То ли дело Гражданская Оборона. Если пойти еще дальше, то молодое поколение смело скажет, что и Летов знатный поп исполнитель. Вот Психея или П.Т.В.П. это точно настоящий рок. И главное преимущество, что это не «русский рок». Хотя и поют там, на русском языке. Ведь именно язык формирует нашу идентичность. Потому я всегда воспринимал и Летова и Никонова как часть русского рока. При том, что оба открещиваются от этого ярлыка.

Сегодня я постараюсь избавить самого себя вообще от ярлыков и попробую копнуть далекое прошлое. Да, у нас не было своего Вудстока. Такое явление как Isle of Wight Festival у нас многим неизвестно, но кое-что проводилось и у нас. И я благодарен таким людям как Макаревич, Троицкий, Алибасов и многим другим. Почему? Да, потому что без них не было бы и современной рок сцены. Именно они пробили в своё время брешь, благодаря которой и родилось всё остальное.
Первый рок фестиваль в СССР проводился в Тбилиси в 1980-ом году. Для того времени это было уникальное явление. Естественно в афишах слово «рок» никак не фигурировало. Оно было под запретом. Существовало некое табу. Хотя читая воспоминания того же Подгородецкого из Машины Времени становится ясно, что кому надо тот прекрасно знал о роке. К слову его книгу «Машина с евреями» я рекомендую к прочтению. Она отлично иллюстрирует то время. Фестиваль же носил следующее название: «I всесоюзный фестиваль Молодежный музыки. Весенние ритмы-80».

Организаторами фестиваля выступили Грузинская филармония, Союз композиторов Грузии, Республиканский центр культуры молодежи и естественно ЦК комсомола Грузии. Так же деятельное участие принимал такой человек как Артемий Троицкий.

Фестиваль длился несколько дней. С 8-го по 16-ое марта. Проходил он на трёх площадках. Первая и основная это Большой концертный зал в Тбилиси. Здание, построено в 1971 году по проекту архитекторов Чхенкели и Газашвили. Насколько мне известно, сегодня здание существует и занимает его грузинская филармония.

2


Интерьеры изнутри. К сожалению фотографий публики и интерьеров с самого фестиваля мне найти не удалось. Но зато существует видео посвящённое фестивалю. Рекомендую к просмотру. Уникальная хроника времени. Абсолютно другие по менталитету люди. Абсолютно иное понимание концертов.

3


Вторым концертным залом служил Дом Офицеров. Бывшее здание Офицерского собрания. Архитектор Давид Числиев. Построено собрание было в 1916 году. Как оказалось, я проходил рядом с этим зданием в 2014 году. Вот моя фотография оттуда.

4


И третьей площадкой для концертов был цирк в городе Гори. Мне не удалось найти фотографий этого здания и, судя по всему, оно не сохранилось.

Всего за эти несколько дней на фестивале отыграла 20 команд из разных концов огромной страны. К сожалению фотографий, в сети очень мало. Благо хоть Алибасов выложил на своём сайте несколько. Вот его команда того времени «Интеграл». Приписана она тогда была к такому городу как Саратов. Коллектив дал стране таких исполнителей как Юрий Лоза, Евгений Белоусов, Сергей Челобанов и Марина Хлебникова. Все без исключения эти люди сегодня ассоциируются с махровой попсой, но та же Хлебникова пела вместе с группой «Х…й Забей». Такой вот занятный факт. Ну и, конечно же, эта команда дала стране Бари Алибасова. Ну, или он дал эту группу стране. Тут, с какой стороны поглядеть. К слову Алибасова многие ненавидят за группу «На-На», но судя по воспоминаниям о том фестивале он очень адекватный и вменяемый человек. В конце концов, без его аппаратуры фестиваль мог и не состояться.

5

6


Вручение премии группе «Автограф». Они заняли на фестивале второе место. Коллектив представлял Москву и впоследствии дал стране таких людей как Крис Кельми, Сергея Мазаева, тот что «Моральный кодекс» и Артура Беркута. Последний какое-то время трудился в «Арии». К слову пластинка этой группы имеется в коллекции моего отца. При том, что русскоязычную музыку он не очень-то чтил.

7


Группа Диалог. Город Николаев. Ким Брейтбург игравший в этой группе спустя много лет напишет музыку к песне «Голубая луна». Такой вот рок-н-ролл. Так же из «Диалога» вышли братья Меладзе. Хотя на этом фестивале их еще не было в составе.

8


Вручение премии Макаревичу.

9


Ну и легендарный питерский «Аквариум», который был дисквалифицирован за непристойное поведение. Впрочем, второй концерт им дали отыграть в цирке Гори.

10


Кроме указанных выше команд на фестивале играли Ариэль (Челябинск), кстати, забавный факт. Ведь на Урале Екатеринбург считается вотчиной русского рока, но первыми рок музыку представлял оттуда суровый Челябинск. Группа Блиц (Тбилиси), ВИА-75 (Тбилиси), Время (Горький), Вторая Половина (Курск), Глобус, они же Удачное приобретение (Москва), Группа Стаса Намина (Москва), Гунеш (Ашхабад), Даела (Грузия), Земляне (Ленинград, но это другие Земляне, не те что «трава у дома»), Кронверк (Ленинград), Лабиринт (Батуми), Магнетик-Бэнд (Таллин), Сиполи (Рига), Тип-Топ (Рига). Так же был заявлен Карнавал, но он на фестиваль не приехал. Из всех перечисленных групп лично меня впечатлила группа Гунеш. И даже не столько группа, сколько ударник. Ришад Шафиев фантастический человек с очень крутой игрой. Глядя на него я вспоминал фильм о Джинджере Бейкере.

По итогам была выпущена сборная пластинка. Естественно туда не попал Аквариум, но зато Гребенщиков после фестиваля был назначен самой властью на место лидера оппозиции.

11


Ну и отдельно стоит упомянуть пластинку группы «Автограф» вышедшую спустя какое-то время после фестиваля. Насколько мне известно, это первая в СССР пластинка, где упоминается на обложке слово рок. Так что Тбилиси-80 все-таки стал своего рода прорывом. И именно поэтому на заглавную фотографию я поставил картинку магазина фирмы «Мелодия» на Новом Арбате. Ведь издать свою запись была да и остается мечтой любого музыканта. Фестиваль некоторым людям помог это сделать.

12


Можно по-разному относиться к упомянутым людям. Можно считать или не считать всё это роком. Но с моей точки зрения именно этот фестиваль и эти люди повлияли в целом на дальнейшее развитие рок культуры сначала в СССР, а впоследствии и в России.

Продолжение естественно следует. Благо это был далеко не последний из знаковых фестивалей.



Posts from This Journal by “Гремит моя музыка” Tag


Buy for 60 tokens
Начну с того, что выбор пал на стратокастер родом из Индонезии. Я был нацелен на недорогой, но приличный инструмент для поиска звука. Электрогитара должна была отвечать ряду критериев, правда они были слишком разные. Диапазон интересной мне музыки от джаза до металкора. Иногда блюз, фанк и ска.…

Помню, стоял я в очереди в этой "Мелодии", именно такой, как на снимке... а вот за чем стоял - не помню :(

А на концерты в 80-х ходил?

очень интересно, спасибо

Какой интересный экскурс.

Я старался. Тема-то для меня весьма любопытная.

Наброшу мистицизма

Есть версия, что грузины вообще хотели джазовый мутить, но что-то там не срослось и под это дело москвичи, включая того же Троицкого, сосватали им вот такой вот вариант. Хотя может и приснилось мне это всё, а может и правда читал у кого в интервью.

Re: Наброшу мистицизма

Я вчера смотрел интервью Троицкого на эту тему. По его словам на каком-то застолье кто-то обронил,что легко проведет фестиваль у себя в Тбилиси. На носу была олимпиада. Миру надо было показать демократию и свободу СССР. Показали. А потом свернули на болт всю эту движуху на несколько лет.

Знаешь... Занимательно это очень.
Наше поколение застало удивительную смену эпох. И при этом вроде-бы и то, что слушали наши родители - нам близко и понятно, и то, что в 90-е было - тоже вроде бы как знакомое...
Я не отношу себя к знатокам музыки, у отца очень специфические вкусы были, и, хоть он и работа звукорежиссёром на радио и ТВ, про многое из "андеграунда" я узнал значительно позже. Вообще удивляюсь иногда про себя, насколько разные вещи мне в музыке нравились и продолжают нравиться.

Я тоже не ценитель. Но кое-что вот знаю. Хотя тот же Аквариум никогда не любил. Особенно по детству. На фоне всяких панков которыми я увлекался БГ мне казался скучным стариком. Сейчас мне уже все эти эксплоитед и G.B.H. кажутся скучными:-)
И кстати сомневаюсь, что моему отцу понравились бы мои увлечения конца 90-х. Он всё-таки поклонник Пинк Флойда был.

Очень ярким оказался фестиваль! Не только для наших слушателей, но и для зарубежных, для политики. На советском радио для зарубежья сразу стали крутить песни оттуда, типа: и у нас есть рок! Все ребята переключились с "Голоса Америки" на эту волну со своими магнитофонами. Раньше там были только песни из "31 июня", а тут постоянно крутили "Ты или я" "Машины времени", "Магнетик-Бэнд" (мне нравилась!) и "Ливень" "Автографа" от которого я просто балдел! Ну, и до кучи Антонова "Мечта сбывается"...
Группа Стаса Намина к тому времени опопсовела и никому интересна не была. Как и "Ариэль". "Гунеш", да, поражала только номерами ударника.

Для Машины Времени как я понял из воспоминаний Подгородецкого это был знаковый фествиаль. Хотя пластинка в итоге на "Мелодии" вышла не у них,а у Автографа. Жаль,что потом всё это заглохло на несколько лет.

Интересно конечно проследить, как все начиналось и развивалось. Сейчас кажется удивительным, что по тем временам тексты БГ считались весьма смелыми. Это потом появились ДК, Жариков додумался, что петь песни из жизни алкашей и маргиналов круто, Миша Борзыкин додумался, что плакатная антисоветчина весьма крута, а потом всех сделал Летов. Но это было потом, а рок начала 80-ых сейчас многим покажется наивным, особенно по части текстов. Ты верно отметил, менталитет тогда у людей был совсем другой

Я вообще замыслил вот о крупнейших фестивалях того времени серию сделать. На следующий пост уже наброски есть. А вот с фотографиями туго. Как-то "Весенние ритмы-80" широко прогремели. "Подольск-87" хорошо представлен в сети,но те,что меня в этом промежутке интересуют, почти никак не отражены. И это печалит.

Здорово, даже не знал про такое событие!

В СССР было много удивительных вещей. И встречалось даже такое. Фильм про этот фест рекомендую глянуть. Конечно в 2017-ом году всё это наивно выглядит,но лично я получил огромное удовольствие от просмотра.

Первый "весоюзный" рок фестиваль проводился в Ереване во Дворце спорта "Динамо" с 1968-71гг.
Первый рок-клуб был открыт в Москве в 1967 году.

Второй "всесоюзный" рок-фестиваль "Серебряные струны" проходил в Горьком, в 1972 году.
В Вильнюсе эти фестивали проводились регулярно, начиная с конца 70-х. В 1979 году московская группа "Смещение" произвела там настоящий фуррор с песнями как раз жарикова:)



Edited at 2017-02-07 05:32 am (UTC)

Про Ереван,честно говоря, впервые слышу. О "Струнах" читал, но по-моему всё-таки не тянет на рок фестиваль. "Смещение" это где Олеся Троянская пела? Занимательная дама,жаль её.

Спасибо. Всегда с удовольствием читаю что-то про этот фестиваль. Первое - воспоминания Машины и Аквариума - на каких-то слепых копиях, отпечатанных на машинке))) году еще в 1983 где-то (свежо было предание еще, свежо)))
А Гунеш я помню, у них офигительная музыка была по тем временам, их по тв показывали

У меня их ударник Шафиев почему-то уверенно ассоциируется с Джинджером Бейкером. Не по образу жизни, а по манере игры. Не знаю даже почему. Кстати о последнем есть замечательный фильм. У нас такое документальное кино, к сожалению, не снимают.

http://www.dokonlin.ru/video/opasaites-mistera-beikera-ostorozhno-ost.html

Знаковые отечественные рок фестивали прошлого тысяче

Пользователь os_sergey сослался на вашу запись в своей записи «Знаковые отечественные рок фестивали прошлого тысячелетия. » в контексте: [...] свою собственную писанину. 1. Первый рок фестиваль в СССР «Весенние ритмы. Тбилиси-80» [...]

Отечественные рок музыканты в эмиграции.

Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Отечественные рок музыканты в эмиграции.» в контексте: [...] где на обложке пластинки упоминалось слово «рок». Они же играли и на фактически первом [...]

Отечественные рок музыканты в эмиграции.

Пользователь slavikap сослался на вашу запись в своей записи «Отечественные рок музыканты в эмиграции.» в контексте: [...] где на обложке пластинки упоминалось слово «рок». Они же играли и на фактически первом [...]

Отечественные рок музыканты в эмиграции.

Пользователь topbloger сослался на вашу запись в своей записи «Отечественные рок музыканты в эмиграции.» в контексте: [...] где на обложке пластинки упоминалось слово «рок». Они же играли и на фактически первом [...]

Отечественные рок музыканты в эмиграции.

Пользователь 4to_to_ne_tak сослался на вашу запись в своей записи «Отечественные рок музыканты в эмиграции.» в контексте: [...] где на обложке пластинки упоминалось слово «рок». Они же играли и на фактически первом [...]

?

Log in

No account? Create an account