?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Первый рок фестиваль в СССР. «Весенние ритмы. Тбилиси – 80».
soullaway
1




Исторически так сложилось, что при словосочетании «русский рок» большинство представляет перед собой такие группы как Кино, Алиса, ДДТ. Впрочем, есть отдельная прослойка граждан, которая немедленно заявит, что вышеперечисленные группы это не рок, а лютая попса. То ли дело Гражданская Оборона. Если пойти еще дальше, то молодое поколение смело скажет, что и Летов знатный поп исполнитель. Вот Психея или П.Т.В.П. это точно настоящий рок. И главное преимущество, что это не «русский рок». Хотя и поют там, на русском языке. Ведь именно язык формирует нашу идентичность. Потому я всегда воспринимал и Летова и Никонова как часть русского рока. При том, что оба открещиваются от этого ярлыка.

Сегодня я постараюсь избавить самого себя вообще от ярлыков и попробую копнуть далекое прошлое. Да, у нас не было своего Вудстока. Такое явление как Isle of Wight Festival у нас многим неизвестно, но кое-что проводилось и у нас. И я благодарен таким людям как Макаревич, Троицкий, Алибасов и многим другим. Почему? Да, потому что без них не было бы и современной рок сцены. Именно они пробили в своё время брешь, благодаря которой и родилось всё остальное.
Первый рок фестиваль в СССР проводился в Тбилиси в 1980-ом году. Для того времени это было уникальное явление. Естественно в афишах слово «рок» никак не фигурировало. Оно было под запретом. Существовало некое табу. Хотя читая воспоминания того же Подгородецкого из Машины Времени становится ясно, что кому надо тот прекрасно знал о роке. К слову его книгу «Машина с евреями» я рекомендую к прочтению. Она отлично иллюстрирует то время. Фестиваль же носил следующее название: «I всесоюзный фестиваль Молодежный музыки. Весенние ритмы-80».

Организаторами фестиваля выступили Грузинская филармония, Союз композиторов Грузии, Республиканский центр культуры молодежи и естественно ЦК комсомола Грузии. Так же деятельное участие принимал такой человек как Артемий Троицкий.

Фестиваль длился несколько дней. С 8-го по 16-ое марта. Проходил он на трёх площадках. Первая и основная это Большой концертный зал в Тбилиси. Здание, построено в 1971 году по проекту архитекторов Чхенкели и Газашвили. Насколько мне известно, сегодня здание существует и занимает его грузинская филармония.

2


Интерьеры изнутри. К сожалению фотографий публики и интерьеров с самого фестиваля мне найти не удалось. Но зато существует видео посвящённое фестивалю. Рекомендую к просмотру. Уникальная хроника времени. Абсолютно другие по менталитету люди. Абсолютно иное понимание концертов.

3


Вторым концертным залом служил Дом Офицеров. Бывшее здание Офицерского собрания. Архитектор Давид Числиев. Построено собрание было в 1916 году. Как оказалось, я проходил рядом с этим зданием в 2014 году. Вот моя фотография оттуда.

4


И третьей площадкой для концертов был цирк в городе Гори. Мне не удалось найти фотографий этого здания и, судя по всему, оно не сохранилось.

Всего за эти несколько дней на фестивале отыграла 20 команд из разных концов огромной страны. К сожалению фотографий, в сети очень мало. Благо хоть Алибасов выложил на своём сайте несколько. Вот его команда того времени «Интеграл». Приписана она тогда была к такому городу как Саратов. Коллектив дал стране таких исполнителей как Юрий Лоза, Евгений Белоусов, Сергей Челобанов и Марина Хлебникова. Все без исключения эти люди сегодня ассоциируются с махровой попсой, но та же Хлебникова пела вместе с группой «Х…й Забей». Такой вот занятный факт. Ну и, конечно же, эта команда дала стране Бари Алибасова. Ну, или он дал эту группу стране. Тут, с какой стороны поглядеть. К слову Алибасова многие ненавидят за группу «На-На», но судя по воспоминаниям о том фестивале он очень адекватный и вменяемый человек. В конце концов, без его аппаратуры фестиваль мог и не состояться.

5

6


Вручение премии группе «Автограф». Они заняли на фестивале второе место. Коллектив представлял Москву и впоследствии дал стране таких людей как Крис Кельми, Сергея Мазаева, тот что «Моральный кодекс» и Артура Беркута. Последний какое-то время трудился в «Арии». К слову пластинка этой группы имеется в коллекции моего отца. При том, что русскоязычную музыку он не очень-то чтил.

7


Группа Диалог. Город Николаев. Ким Брейтбург игравший в этой группе спустя много лет напишет музыку к песне «Голубая луна». Такой вот рок-н-ролл. Так же из «Диалога» вышли братья Меладзе. Хотя на этом фестивале их еще не было в составе.

8


Вручение премии Макаревичу.

9


Ну и легендарный питерский «Аквариум», который был дисквалифицирован за непристойное поведение. Впрочем, второй концерт им дали отыграть в цирке Гори.

10


Кроме указанных выше команд на фестивале играли Ариэль (Челябинск), кстати, забавный факт. Ведь на Урале Екатеринбург считается вотчиной русского рока, но первыми рок музыку представлял оттуда суровый Челябинск. Группа Блиц (Тбилиси), ВИА-75 (Тбилиси), Время (Горький), Вторая Половина (Курск), Глобус, они же Удачное приобретение (Москва), Группа Стаса Намина (Москва), Гунеш (Ашхабад), Даела (Грузия), Земляне (Ленинград, но это другие Земляне, не те что «трава у дома»), Кронверк (Ленинград), Лабиринт (Батуми), Магнетик-Бэнд (Таллин), Сиполи (Рига), Тип-Топ (Рига). Так же был заявлен Карнавал, но он на фестиваль не приехал. Из всех перечисленных групп лично меня впечатлила группа Гунеш. И даже не столько группа, сколько ударник. Ришад Шафиев фантастический человек с очень крутой игрой. Глядя на него я вспоминал фильм о Джинджере Бейкере.

По итогам была выпущена сборная пластинка. Естественно туда не попал Аквариум, но зато Гребенщиков после фестиваля был назначен самой властью на место лидера оппозиции.

11


Ну и отдельно стоит упомянуть пластинку группы «Автограф» вышедшую спустя какое-то время после фестиваля. Насколько мне известно, это первая в СССР пластинка, где упоминается на обложке слово рок. Так что Тбилиси-80 все-таки стал своего рода прорывом. И именно поэтому на заглавную фотографию я поставил картинку магазина фирмы «Мелодия» на Новом Арбате. Ведь издать свою запись была да и остается мечтой любого музыканта. Фестиваль некоторым людям помог это сделать.

12


Можно по-разному относиться к упомянутым людям. Можно считать или не считать всё это роком. Но с моей точки зрения именно этот фестиваль и эти люди повлияли в целом на дальнейшее развитие рок культуры сначала в СССР, а впоследствии и в России.

Продолжение естественно следует. Благо это был далеко не последний из знаковых фестивалей.



Posts from This Journal by “Гремит моя музыка” Tag


promo soullaway октябрь 30, 2017 19:33 34
Buy for 50 tokens
Когда в комментариях первый раз мне посоветовали написать книгу по истории нашей рок музыки, я улыбнулся. Потом мне посоветовали это сделать второй раз, третий, пятый. Я задумался. Крепко задумался. Ребята и девчата. Какую я могу написать книгу? Я не очевидец каких-то событий, я незнаком ни с кем,…

  • 1
Очень ярким оказался фестиваль! Не только для наших слушателей, но и для зарубежных, для политики. На советском радио для зарубежья сразу стали крутить песни оттуда, типа: и у нас есть рок! Все ребята переключились с "Голоса Америки" на эту волну со своими магнитофонами. Раньше там были только песни из "31 июня", а тут постоянно крутили "Ты или я" "Машины времени", "Магнетик-Бэнд" (мне нравилась!) и "Ливень" "Автографа" от которого я просто балдел! Ну, и до кучи Антонова "Мечта сбывается"...
Группа Стаса Намина к тому времени опопсовела и никому интересна не была. Как и "Ариэль". "Гунеш", да, поражала только номерами ударника.

Для Машины Времени как я понял из воспоминаний Подгородецкого это был знаковый фествиаль. Хотя пластинка в итоге на "Мелодии" вышла не у них,а у Автографа. Жаль,что потом всё это заглохло на несколько лет.

Это не заглохло, это пошло обычным путем... После успеха и славы про "Магнетик-Бэнд" я потом и не слышал (видно не хватило денег), "Автограф" чуть-чуть подсуетился, "Интеграл" сдох, а вот борцун Макаревич, благодаря папочке, стал мелькать везде, даже в "Голубых огоньках", куда пробиться было очень тяжело. В то время, когда его друзья-конкуренты сели надежно и надолго за "незаконные концерты". Бизнес и в начале 80-х был бизнесом, даже если друзья - ничего личного...

Ну село не так уж и много. Чувак из "Воскресения" вроде. И кажись не так уж и надолго. Хотя в целом это бред сажать за концерты.

Много, причем известных. Конечно, мажоров типа Стаса Намина и Макаревича не тронули. Макаревич был так "угнетен" в советские годы, что в попсовых фильмах даже снимался. Как страшна была советская власть, если твой папа карловмаксов лепил! Да и внучек Микояна тоже подхватил этот бренд: как плохо жилось при СССР!Ему ли жаловаться?..
Сажать за концерты - не бред. Там крутились огромные деньги. И у Пугачевой, и у Макаревича... И сейчас всякие киркоровы и басковы "под статьей ходят" - по-хорошему, там обвинений много можно предъявить

сажали за самодельную аппаратуру. То есть тех, у кого не было достаточных связей её приобрести. А продаже не было.

Цеплялись, напримр, к пульту или динамикам - откуда дровишки?
Динамиков "кинап" в продаже не было, как и пультов. Самодельный говоришь? А откуда детали?

И пошло-поехало.

А когда музыкантами занялся КГБ, вот только тогда появилась "идеологическая диверсия" :)

это 78 год.

очень много.
Было такое поятие, как "расформировать состав", поскольку у всех групп была "крыша" в том или ином Дк, где они числились как ВИА "Эхо" или ВИА "Ритм".

Наезажл обчно ОБХСС.
В. Литовка так и умер в тюрьме, например.
Музыкантов если не сажали напрямую, то прессовали, заставляли подписывать какие-то бумаги, или отправляли "полечитья" или насильно призывали в армию, даже если не годен к службе.
Перед Олимпиадой прямо требовали убраться из Москвы.

Если не секрет,вы застали то время в сознательном возрасте?

не я, а мой муж.
Он как раз пишет третью книгу, в т.ч. и про те времена.
А я его редактор и издатель. :)

Это надо зафиксировать раз и навсегда, иначе тудно понть эпоху.
Он был редактором и составителем "Музыкальной анатомии".
Найдите - там если не всё, но много и "от первого лица"

Edited at 2017-02-07 06:50 am (UTC)

Беглый мониторинг итернета не дал результата. Книгу можно только купить?

про музыкальную анатомию не могу ничего сказать, он вышла в 2006 году.
а про остальное - вот здесь поищите:
http://www.wyrgorod.ru/shop/itemsauthor_100791_0.html

знаю такой магазин,спасибо.

  • 1