?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Женщины в российском роке. (Часть третья)
soullaway
1




Очередную часть о женщинах в русском роке я начну неожиданно с группы «Зоопарк». Хотя почему неожиданно? Нормальная настоящая рок группа, с мужскими текстами и при этом без всякой политики. Естественно мужская группа не могла обойти вниманием женский пол. Не только в жизни, но и на сцене. На большинстве фотографий команды они выступают в мужском составе. Но было несколько концертов и с девушками на бэк-вокале.

Заглавный кадр сделан в ЛДМ в 1987 году на пятом ленинградском рок фестивале. Девушек зовут Галина Скигина и Наталья Шишкина. Кто из них есть кто мне неведомо. Уверен я лишь в том, что это выступление было не единственным. Вот еще на одной фотографии видна девушка. Судя по одежде это другой концерт.

2


А этот снимок с вышеупомянутого фестиваля. Кроме участия в концертах девушки помогали при записи альбома «Иллюзии». Там их голоса звучат в нескольких песнях. Но самое главное, что они снялись в клипе «Буги-Вуги каждый день». Правда кроме них там есть еще какая-то Юля гимнастка. Никакой дополнительной информации об этих певицах я, к сожалению так и не нашёл.    

3


Следующую женщину в истории нашей рок музыки зовут Марина Капуро. Родилась Марина в Ленинграде. Петь начала с детства. Нет, не в смысле петь как многие дети, а в секции Дворца пионеров имени А. Жданова. После школы поступила в Ленинградский институт культуры имени Н. Крупской. Любопытно, что это заведение в своё время окончили Валерий Леонтьев и Вячеслав Полунин. Наверняка учились там и другие известные люди, но на официальном сайте нет раздела «Знаменитые выпускники». А зря. Такая информация не лишняя. Это же часть истории учебного заведения.

В 1978 году Марина Капуро начинала петь в группе «Яблоко. Прослушивая их записи я в очередной раз убедился насколько же наша культура отличается от западной. Безусловно, это фолк. Акустическая гитара, флейты, скрипка и вот это вот всё. И при этом для большинства слушателей рок музыки это не будет роком. К началу 80-х, когда у «Яблока» вышла первая пластинка, Запад успел переболеть психоделией, гаражным роком, хард роком, панк роком и еще кучей стилей в музыке. У нас же официально выпускали совсем другие пластинки.

4

Попалась мне любопытная фотография с выступления «Яблока» в Архангельске на рок фестивале. Это 1982 год. Очень любопытный момент, что в Архангельске того периода проходили ежегодно рок фестивали. Позже там будут выступать и «Алиса» и «Аквариум». А архангельский «Облачный край» будет крушить гитары на сцене в Подольске.

5


Вот Марина Капуро на первом фестивале Ленинградского рок клуба. Она в правом углу. Это 1983 год. Занятно, что лучшим вокалистом тогда стал Виктор Салтыков, начинавший свою карьеру в рок группе «Мануфактура». Много ли кто сегодня это вспомнит?

6


Нашлась и обложка пластинки 1980 года. Слово «рок» есть на обложке. В «Мелодии» сидели не дураки. Как верно заметил один умный человек в комментариях – пластинки должны приносить доход. Вот он советский маркетинг во всей красе. Правда тут стоит оговориться. Конкретно в 80-ом году в стране были некоторые послабления. И даже дали провести серьезный рок фестиваль в Тбилиси.

7


Еще одно любопытное фото. Марина Капуро во время записи на «Мелодии». 1991 год. Но интересна тут не дата, а место съемок. Сделана фотография в церкви святой Екатерины. Там располагалась студия «Мелодии» до определенного времени. В этом здании писали «Аквариум» и вроде бы какие-то песни «Кино». К сожалению, история нашей звукозаписи тоже слабо отражена.

Возможно, я бы и не стал включать Марину Капуро в список женщин имевших отношение к рок музыке. Ведь «Яблоко» может вызвать споры, но точно не вызовут споров группы «Чиж и Ко», «ДДТ» и «Король и Шут». На некоторых альбомах всех этих групп Марина Капуро была бэк вокалисткой. Так же она сотрудничала с таким маэстро как Сергей Курёхин. Больше двадцати лет Марина Капуро является заслуженной артисткой России. Выступает она, и по сей день.

8


Выше я указывал, что в самом начале 80-х было небольшое послабление для рок музыкантов. Это послабление нашло отражение в карьере Софии Ротару и «Машины Времени». Да, я был весьма удивлен, что на короткий промежуток времени они оказались коллегами. Но не по сцене, а скорее съёмочной площадке. В кинофильме «Душа» есть кадры где «Машина Времени» вместе с Софией Ротару исполняет песни. Там же с ними в одном кадре присутствует Михаил Боярский. Собственно он и поёт там вокальные партии. Тогда как Макаревич лишь играет на гитаре. Таково было условие худсовета. Про сам фильм написано здесь.

9


Можно еще отметить, что к концу 80-х композиторы писавшие музыку для Софии Ротару стали использовать модные в ту пору гитарные партии. И местами музыка вполне напоминает глэм-рок. Со съёмочной площадки же я нашёл лишь один кадр удобоваримого качества.

10


Ну что ж. Если отношение к рок-музыке Марины Капуро или тем более Софии Ротару можно считать косвенной, то с Уралом вопросов быть не должно. Третий пост пишу о женщинах и не устаю удивляться, насколько ж много всего стране дал Урал.

Следующая наша героиня или правильнее сказать героини это группа «Ева». Снова Свердловск и снова легендарный рок клуб этого города. Образовалась «Ева» в 1986 году сразу же исключительно в женском составе. Здесь стоит отметить, что в группе играла Любовь «Любаня» Трифонова на гитаре. Как я понимаю на фотографии она в шляпе. Но о ней ниже.

11


Просуществовал коллектив до начала 90-х. Полноценных альбомов после себя не оставил, но сохранилось несколько аудиозаписей с концертов. Так же есть некий альбом из пяти песен под названием «Ева-1». Вообще странно, что именно эта группа не была толком зафиксирована на плёнке. И опять же странно, что прошла она мимо Пантыкина.

12


13


Неизвестно много ли гастролировала группа, но есть информация, что они выступали на фестивале «Мисс рок-88» в Киеве. При этом о самом фестивале в сети практически нет информации. Странно, ведь там точно были фотографы и журналисты. Событие для СССР весьма любопытное. Наверняка у кого-то где-то на полках лежат и пылятся плёнки оттуда. Может быть, кто-нибудь когда-нибудь выложит их в сеть.

14

15


Больше всех заинтересовала же меня в группе Любовь Трифанова. Она на этом фото сидит с гитарой. Фотография сделана в Новосибирске. Судя по всему во время каких-то гастролей группы «Ева».

16


Предположительно в 90-х после распада «Евы» Любаня переехала в Москву. Выводы такие я сделал, потому что она играет на нескольких альбомах группы «СерьГа». Ну и в клипе, конечно же, на главный хит группы «А что нам надо?» она тоже отметилась.

По воспоминаниям продюсера Дмитрия Гройсмана Любаню они выдавали за мексиканку, которая ничего не понимает по-русски. Что забавно это работало и многие верили. Спустя много лет Гройсману звонили журналисты делавшие статью об иностранцах в России и просили дать координаты загадочной мексиканки с гитарой.

В общем, отметившись на трёх альбомах группы, Любаня ушла и чем занималась впоследствии мне неизвестно. Фотографий с Галаниным я не нашёл. Единственное, что попалось это обложка одного из дисков. Вообще в поисках материала я отметил редкостное раздолбайство ряда сообществ в контакте. Админов я бы выгонял к чертовой матери. Группы напоминают просто свалку неотсортированных фотографий. Удивительно, но бывшие панки или металлисты оказались, куда большими перфекционистами чем большинство остальных слушателей рок музыки. Именно в среде почитателей Летова и Панова фотографии отсортированы не то что по годам, а даже по местам выступлений. У металлистов же вообще зачастую есть сайты, где многое разложено по полочкам.

17


История группы «Маркиза» началась в Москве в начале 80-х. Первоначальный проект Елены Соколовой и клавишника Сергея Соколова носил название «Дубль-1». Так же в состав группы входил гитарист Сергей Кудишин. Позже он будет играть в группе «Чёрный кофе». Примет участие в записи нескольких альбомов этой команды. А так же отметиться на пластинках Софии Ротару и Жени Белоусова. Собственно гитарные запилы у Ротару о которых я выше вёл речь легко объясняются. Толковых гитаристов быстро привлекали к работе. Однако вместо карьеры в 1993 году он покончил с собой, выбросившись из окна.

Одна из немногих фотографий группы «Дубль-1». Снимок сделан в ЦДТ на фестивале «Рок-панорама-86». Как я понимаю Кудишин на гитаре, Соколов с клавишными, ну и Елена была в ту пору свободной вокалисткой.  

18


После выступления на «Рок-панораме» у группы начались проблемы с составом. На какое-то время Елена Соколова вообще прекратила заниматься рок музыкой и ушла работать с детьми в дом пионеров.

Но в 1987 году набрался новый состав, и сменилось название. Так появилась группа «Маркиза». Здесь любопытен тот факт, что в команду пришли сёстры Молчановы. Елена Молчанова на гитару, а Светлана Молчанова на ударные. К сестрам мы еще вернемся. У них вообще любопытная биография.

19


Судя по всему «Маркиза» гастролировала не только по СССР, но выезжала и в Улан-Батор. Попалась вот такая фотография 1988 года. При этом почему-то в Киев на фестиваль «Мисс рок» они не приезжали. Хотя, казалось бы, наполовину женский состав должен был учувствовать в таком событии. Попадалась так же информация, что выступала группа и в Финляндии.

20


Выходила у группы и пластинка на «Мелодии». Вроде бы, успех обеспечен. Официально изданная пластинка, записи альбомов (их несколько), гастроли. Однако состав менялся. Сёстры Молчановы ушли в другие группы. Соколова сама взяла в руки бас гитару.

Кстати читая о выступлениях «Маркизы» наткнулся на занятный факт. У всем известного фестиваля 1991 года «Монстры рока в СССР», который проходил в Москве были предшественники с таким же названием в Ленинграде и Череповце. Вот в Череповце как раз в 1989 году выступала и «Маркиза» на одной сцене с «Арией», «Алисой», «Мастером» и еще кучей групп.

В начале 90-х группа распалась уже окончательно, и Елена Соколова сначала ушла в попсу к Жене Белоусову, а после его смерти окончила «Гнесинку» по классу народного пения. Сегодня работает с детьми и исполняет вроде бы какой-то фолк.

21


Групп в конце 80-х образовалась безумно много. Они собирались, распадались, всплывали под другими названиями. Разобраться во всём этом диком количестве сложно, но я всё же попробую. Следующая группа, которая представляет интерес в контексте женщин в русском роке это группа «Примадонна». Она образовались в Москве в 1987 году. Естественно состав неоднократно менялся и у этой группы. Единственное, что оставалось неизменным это вокал Инны Мень и бас гитара Галины Лезиной. Справа на фото к слову, стоит Светлана Молчанова, которая играла и в «Маркизе».

22


Группа активно гастролировала. Были у неё концерты и в Польше. Принимала участие в различных фестивалях. В том числе и на таком мероприятия как «Интершанс-87».

23


24


Вот это фото, судя по заднему фону, сделано в Киеве в 1988 году как раз на фестивале, о котором я уже неоднократно упоминал. «Примадонна» получила тогда гран-при фестиваля. А Светлана Молчанова была признана лучшей ударницей.

25


В самом конце 80-х группа распалась. Судя по всему, мода на рок музыку уходила, и девушки меняли сферу деятельности. Что занятно попалась мне фотография нулевых. Здесь на фото Галина Лезина, Инна Мень и Светлана Молчанова.

26


Теперь значится, поговорим о сестрах Молчановых. Девушка на ударных инструментах это конечно редкость. Толковый ударник вообще всегда в дефиците и уж тем более, если он женского пола. Объяснение же музыкальных способностей у Светланы Молчановой очень простое. Она окончила музыкальную школу по классу виолончели, а затем поступила и в музыкальное училище. Такая же история и с её младшей сестрой Еленой. Только училась она играть на скрипке. К слову их старший брат Игорь Молчанов играл на барабанах в группах «Ария» и «Мастер». Получается целая музыкальная семья.

27


28


Попался мне вот такой замечательный снимок двух сестёр. Слева стоит Валерий Кипелов (Ария), далее Елена Молчанова, Игорь Куприянов (Чёрный Кофе), Светлана Молчанова и Дмитрий Варшавский (Чёрный Кофе). Фотография сделана в Череповце в 1989 году. Рискну предположить, что на фестивале «Монстры Рока».

29


После распада «Примадонны» в 1989 году сёстры перешли в проект под названием «Новые Амазонки». К року это, конечно же, уже не имеет никакого отношения, но занятно, что именно вот так складывалась карьера у людей.

30


Коллектив записал лишь один альбом. Сегодня его, наверное, никто и не вспомнит, однако ж, была и такая группа.

31


Но главный разрыв шаблона у меня случился, когда я вычитал, что с 1992 года обе сестры ушли в группу «Комбинация». Если честно я всегда был уверен, что там девчонки не умели вообще играть на музыкальных инструментах, ан нет. Как минимум обе Молчановы имеют музыкальное образование за плечами и огромную практику в рок-группах. Интересно, что Светлана Молчанова играет на барабанах, и по сей день. Сейчас в группе «Вольная Стая».

Окончу же историю о сестрах на фото группы «Комбинация». Елена в левом углу. Светлана в правом. Интересно фотограф сознательно так расставил сестёр или нет?

32


Я долго раздумывал, стоит ли писать о группе «Дама Пик». В итоге внимательно прослышав имеющиеся в интернете аудиозаписи, решил, что всё-таки стоит. Во-первых, интересно место, где группа играла. Это Владикавказ. Кавказ ну никак не ассоциируется у меня с рок музыкой. Однако ж были и там любопытные команды. Так в конце 80-х там играла «Дама Пик».

Группа не записала альбомов, не было у них выступлений и на крупных фестивалях. Но послушав три песни (больше не нашёл) я удивился интересному подходу. Потенциал у девушек точно был. Жаль, что так и не переросло увлечение в профессиональную деятельность.

33


34


35


Изучая малоизвестные имена в рок музыке СССР, я с не меньшим удивлением выявил рок группу на просторах Казахстана. Конечно это не Россия, а в заглавие поста вынесено словосочетание «русский рок». Но рассматривать историю развития нашего рока я могу только в таком контексте. В общем, надеюсь, никого не заденет из казахов, что их группу я отношу к русскому року.

Название группы из Алма-Аты «Lamia». Образовалась она в самом конце 80-х. На крупных фестивалях не засветилась, полноценных альбомов не записала, но в сети есть несколько песен датированных уже 90-ми. Любопытно, что группу основала Наталья Терехова.

36


37


38


Собственно рассматривая фигуру Тереховой, я выяснил, что после Алма-Аты она перебралась в Москву и вошла в состав группу с занятным названием «Женская Болезнь». Но это было уже во второй половине 90-х. Начиналась же «Женская Болезнь» тоже в конце 80-х.

В 1987 году на базе группы «E.S.T.» начали репетировать несколько девушек. Среди них была сестра Жана Сагадеева из «E.S.T.» Валентина. Она играла на бас гитаре. Её же брат и помогал на первых порах группе. На сцене они оказались в 1987 году и сразу в «Горбушке». Музыка у них была куда жестче, чем у всех вышеперечисленных групп с женщинами. Видимо поэтому не о каких пластинках не могло быть и речи. Хотя один единственный альбом группа всё-таки записала. «Первая леди в СССР». Есть у группы и клип. Примечательно, что от первого состава, который можно сказать продюсировал Сагадеев к записи альбома почти никого не осталось.

39


40


За несколько лет существования в группе неоднократно менялись участники. Единственной неизменной участницей отыгравшей на всех концертах оставалась Ольга Суворкина. На фотографии выше она видна с гитарой. Снимок сделан в «Зеленом театре» на ВДНХ в 1989 году. Вот что удивительно. Команда, имея богатый гастрольный опыт, кроме одного альбома ничего больше так и не записала. Во второй половине 90-х к группе присоединилась Наталья Терехова, о которой я выше уже упоминал.

Треш металл музыка специфическая. Широкой известности группа не снискала. Со смертью же в 2011 году Ольги Суворкиной окончательно закончилась и история «Женской Болезни». Наталья же Терехова сегодня играет вместе со Светланой Молчановой в группе «Волчья Стая».

41


На сегодня всё. Вообще в этот пост должна была войти еще «Коррозия Металла», но из-за большого количества материалов решил её не впихивать. Пост не резиновый. Посему пойдёт эта группа уже в следующую часть. Туда же отправится и Борис Гребенщиков с Валентиной Понамаревой, и группа «Комбо» и многое другое.



Posts from This Journal by “Гремит моя музыка” Tag


promo soullaway october 30, 2017 19:33 34
Buy for 50 tokens
Когда в комментариях первый раз мне посоветовали написать книгу по истории нашей рок музыки, я улыбнулся. Потом мне посоветовали это сделать второй раз, третий, пятый. Я задумался. Крепко задумался. Ребята и девчата. Какую я могу написать книгу? Я не очевидец каких-то событий, я незнаком ни с кем,…

  • 1
Из всей этой пёстрой шантрапы на фотках к року имеют отношение только Науменко, Морозов, Ляпин и Макаревич.

шо, таки неужели Кипелов, Куприянов и Варшавский - не имеют отношения?

Да нет, конечно :)))
Это же просто ряженые.

То есть Варшавский меньше рокер, чем Макар? Ну ах**ть просто!

Да он не то, что "меньше, чем", он вообще не рокер.
Он эстрадный музыкант, стилизовавший своё творчество под "рок/метал".
Это что, рокер стал бы петь?:
"Мне сегодня приснилась опять
Золотая пора листопада,
Будто падаю в листья, их готов целовать,
Как сестру обнимая и брата.

Будто сам я такой же листок,
Унесённый с высокого клёна,
И лежу на родимой землице сынок
И на небо гляжу удивлённо.

И вся жизнь предстаёт предо мной
Дымкой розовой, облаком дивным,
И торопится вдаль по дороге лесной,
Где бродил я подростком наивным.

Перелётные птицы летят,
Отзвенели своё, отсвистели.
Скоро вьюги печали мои утолят,
Скоро землю застелят метели.

Мне сегодня приснилась опять
Золотая пора листопада…"

Это для Нани Брегвадзе в самый раз.

"Снегопад, снегопад,
Если женщина просит..."

"Бродил подростком наивным..." уписаться, как оригинально...:)))

(Deleted comment)
Да, у Макаревича были разные периоды творчества. Но до 1980 это был рок.

Чем это "Женская Болезнь" не рок?

Скорее, уместен вопрос - чем она рок?

Как по мне рок и еще какой. Другой вопрос, что вам не нравится. Так же как и «Яблоко». Это точно фолк. Без вариантов. Но как я и пишу, такой звук в 21 веке может вызвать вопросы.

Как раз, "Яблоко" у меня никаких вопросов не вызывает. Даже где-то этот винил квадро лежит у меня.
А вот изрыгание нерифмованной банальнейшей вторичной чуши про прыщ или садиста, пусть даже и в обрамлении дисторшена и тяжелого бита... это пардон, наверное, очень гормонально и протестно, но совсем не рок-н-ролльно.
У Сида Вишеса в одном плевке со сцены в публику искусства было больше, чем во всей этой отечественной мути, появившейся на сцене лишь тогда, "когда это стало можно".

Я вроде вас и понимаю. И вроде Сид мне как-то милее. В конце концов, футболку с его ликом я носил 20 лет назад. Но ирония в том, что там, где он плевал со сцены, это в принципе было можно делать. И до него за 10 лет это всё делал Игги Поп. А у нас же сложилась совсем иная тропа. Чем мне она сейчас и интересна.

Русская рок-культура всегда была "бардовой".
Есть один лидер-поэт-мелодист-идеолог. Вокруг него - аккомпанирующий состав. не более.
Отсюда и ценность слова, желательность присутствия поэзии. И она присутствовала!
У Deep Purple нет никакой поэзии (спасибо, Господи, что я не носитель английского языка в данном случае! иначе, думаю. никакой Блэкмор на пару с Лордом не затмили бы банальность их текстов), а у Макаревича или у Науменко - была.
Рок-н-ролл в его аутентичном виде не та вещь, которую можно механически экспортировать.
У нас этот номер не прошел, переняв внешнюю сторону, но зато добавив поэзию, русскую культурную традицию и родную нам ментальность.
Тоже, кстати, не самая последняя вещь в роке.:))
Такие добавки дорогого стоят.

Так это ж и хорошо, что у нас рок музыка приняла иные формы. Но, на мой взгляд, это никак не отменяет того, что для своего времени «ЖБ» еще тот рок был.

Как ни странно, Нобелевскую премию дали как раз носителю английского языка Бобу Дилану, а не Макаревичу или простигосподи Науменко (ба-альшому специалисту по тыренью и переводу чужих текстов).

  • 1