?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Аутсайдеры отечественной рок музыки. Часть первая.
soullaway
«Да! Я никогда не испытывал прессинга со стороны различных КГБ, МВД… И вообще по-моему никто этого прессинга не испытывал. Это просто такой миф, созданный либеральной интеллигенцией для оправданий своего «ничегонеделания» в пред перестроечный период»
                                                                                                                                                                                        Александр «Рикошет» Аксёнов

1




Этот пост я собирался написать несколько месяцев назад. И первой героиней должна была стать Олеся Троянская. В итоге я написал целую пачку материалов по нелегкой женской доле в отечественной рок музыке, а изначальный замысел отложил. Оно и к лучшему. Список тех, кто должен был сюда войти с самого начала, претерпел существенные изменения и самое главное разросся. Как обычно я сделаю несколько частей. Дополнения как всегда я только приветствую. Критерии же…

Да нет никаких критериев. Исполнителей я отбирал по каким-то своим внутренним ощущениям. Вот человек играл-играл музыку всю свою жизнь, но так ничего и не добился. А потом раз и его не стало. Либо пребывает он в забвении. Конечно локальных групп подходящих под такие рамки навалом. Но я постарался выбрать самые значимые с моей точки зрения. При этом сюда могли бы войти и Непомнящий и Веня Дркин, но про людей с акустической гитарой я вообще планирую отдельный материал. В общем, на этом пролог окончен и перейдём к сути.

И начну я рассказ с группы «АУ», а точнее с Андрея Панова. Он был ключевой фигурой в том коллективе. Наверное, второй по известности панк СССР после Летова. При этом Летова я бы аутсайдером точно не назвал.

На заглавном фото Панов, на стадионе «Петровский». А ниже идущая фотография сделана в Тюмени в 1987 году.

2


Родился Панов в Ленинграде в 1960 году. Он из семьи артистов балета. Его отец фигура известная. Заслуженный артист РСФСР, лауреат всяких премий и эмигрант. В 1974 году он оставил семью и укатил в Израиль. Кстати живет там, и по сей день. Балеты ставил и в США, и в Германии, и в Австрии.

Мама же оставив балет, стала хореографом. Тренировала нескольких олимпийских чемпионов к слову. Панов не пошёл по стопам родителей, бросив школу после 8 класса, он поступил в медицинское училище, но недоучился и ушёл работать продавцом в музыкальный магазин. В 1979 году Панов поступил в театральный институт, но и его тоже в итоге бросил. Примерно в то же время у него дома и начали репетировать будущие «АУ». Там же вращался и Цой с Рыбиным. Вроде даже существует некий миф, что Свин с Цоем были близкими друзьями. Хотя как я понял, с середины 80-х они почти не общались. Свин судя по всему был человеком колким и острым на язык. Естественно он всячески подкалывал молодого Цоя. Опять же очевидно, что и подход, как к музыке, так и к образу жизни у этих людей был абсолютно разным. При этом наверняка на концертах они пересекались. Кстати вычитал забавную информацию, что на одно из собственных выступлений Панову пришлось покупать билет! В первый день фестиваля его забрала милиция, отобрала аккредитацию, и что бы попасть на своё же выступление Свин покупал билет. На фото он в ЛДМ в 1987 году.

3


Общался Свин и с Майком Науменко. Вот они вместе.

4


А это Панов с Ником Рок-н-роллом.

5


Как я понимаю жить в Ленинграде, быть первопроходцем отечественного панк рока и не общаться с другими музыкантами Свин не мог. Как минимум все они пересекались на сборных концертах. Как в Москве, так и Питере.

Фото же с фестиваля «СыРок»-88. Там много кто тогда выступал. Что любопытно один из очевидцев написал, что на том концерте было всего-то человек 100-150. Вот тебе и фестиваль. Вот тебе и рок музыка на подъёме.

6


Не секрет, что Панов регулярно злоупотреблял алкоголем. Историй про него ходит великое множество. Был даже случай, когда он не явился на собственный концерт, посвященный 15-летию его же группы. Естественно из-за нахождения в нетрезвом состоянии. Ходит и масса историй про гулянки на его квартире. Но тут стоит учитывать ключевой фактор в виде мамы. Квартира Панова не была притоном. Никакого мусора, окурков или полного беспредела там не допускалось. Те, кто этого не понимал и ругался с мамой (со Свином как я понял ругаться можно было) быстро оказывались за дверью. Кстати в начале 80-х какое-то время у Свина дома жила сама Жанна Агузарова. Правда, было это недолго.

7


Существует легендарное видео из «Программы А» где Свин мягко говоря нетрезв. Собственно кадр оттуда я и хотел сюда вставить. Но не буду. Всё это ерунда. Я с удивлением вычитал, что незадолго до смерти у Панова родилась дочь. Буквально за месяц до своей кончины он её забрал из роддома, а в августе 1998 года он скончался.

8


Странно, но я помню, как поминал Панова летом 98 года. Откуда мы тогда всё узнавали – загадка. Поминал я его дешевым портвейном с орловским панком Висей. Его тоже уже нет в живых. И, в общем-то, по тем же причинам, что и Панова. Алкоголь не бывает полезен. Возвращаясь же к теме аутсайдеров, то Панов классический образец скажем так русского панка первой волны. Несколько неубедительных записей, алкоголь, масса историй из реальной жизни и смерть. Почему-то я думаю, что доживи он до наших дней, то был бы живой легендой и даже собирал бы небольшие залы. Но образ жизни не дал ему дожить до нашего времени.

На фото же Панов с Николаем Михайловым из группы «Бригадный Подряд». О нём-то дальше и пойдёт речь.

9


Родился Николай Михайлов в 1966 году в Ленинграде. Учился в СГПТУ-61. Это примечательное место. Перед Михайловым здесь же учился Виктор Цой, а уже после него Горшенёв Михаил больше известный как «Горшок». Занятно, что некое ПТУ дало стране несколько музыкантов.

10


Первый альбом группы был записан в 1986 году. Далее был ряд успешных концертов. В том числе и на Зимнем стадионе в Питере. Это был 6-й фестиваль Ленинградского рок клуба.

11


Вот если так можно выразиться классический состав «Бригадного Подряда». По часовой стрелке здесь следующие люди. Николай Михайлов, Игорь Сайкин, Юрий Соболев, Дмитрий Бабич. Трое из них на сегодня уже мертвы. Игорь Сайкин умер в 90-х от передозировки наркотиков, Бабич погиб в автокатастрофе.

12


К началу 90-х деятельность группы пошла на спад и фактически команда распалась, они изредка конечно собирались для разовых концертов, но это были именно разовые акции. Николай Михайлов к тому времени увлекся алкоголем, и на одной из попоек получил травму головы. Из-за сотрясения нормально петь он больше не мог, да и интерес к музыке потерял. Вот фото конца 90-х. Николай у себя на кухне музицирует.

13


К началу нулевых Михайлов стал бомжем и возможно он так и пропал бы где-нибудь без вести, но один из старых знакомых узнал его на улице. Дальше была помощь от группы «КиШ», Михайлову даже купили квартиру и как-то старались поддерживать деньгами, но в 2006 году он скончался. Вот одна из последних его фотографий. Сама же группа «Бригадный Подряд» до сих пор выступает, но от первого состава там, по-моему, остался только Александр «Сантёр» Лукьянов. Он мелькает на фото №10 вместе с Михайловым. Всего же в группе играло около 30 человек. Примерно треть из них уже умерли.

14


Эта фотография регулярно мелькает во всяких подборках под названиями типа «Первые панки СССР». На фото запечатлен Александр Строгачёв. Больше известный в миру как Алекс Оголтелый. Панком себя он к слову не считал. Информация о нём противоречивая. В одних источниках указывается, что Алекс работал фельдшером, в других, что он сам регулярно лежал в дурдоме. Достоверно известно о его клептомании. При этом Алекс регулярно крал вещи, которые ему были вовсе не нужны. В общем, тот еще тип был.

15


Группа, в которой играл Алекс, называется «Народное Ополчение». Образовалась она в начале 80-х и тоже в Ленинграде. Команда весьма созвучна с сибиряками «Гражданской Обороной» по названию, но не по саунду.

16


К концу бурного десятилетия «Народное Ополчение» вступило в Ленинградский рок-клуб, регулярно давала концерты и даже за пределами СССР. Один альбом так и вовсе был записан в Копенгагене, но к середине 90-х алкоголизм Алекса победил музыку.

17


Состав у команды регулярно плавал, выступления проходили всё реже.

18

19


Некое оживление у группы было в 1997 году и затем 2002 году. В составе появилась духовая секция, мелькал Алекс на нескольких фестивалях той поры, но поезд, что называется, ушёл.

20


А в сентябре 2005 года Алекс скончался в больнице. Версий тут несколько. Одни пишут, что его сбила машина, и врачи не оказали толком помощи. Другие пишут, что Алекс фактически сбежал из больницы и последние несколько суток жизни провёл в алкогольном угаре. Судя по его образу жизни, последнее не лишено оснований. Кстати был Алекс дружен со Свином. Про их совместные похождения в сети навалом историй. Переписывать не буду.

Отмечу лишь, что меня печалит во всех этих историях наличие детей. Одно дело, когда человеку 20 лет, и он ведет подобный образ жизни и совсем другое, когда человеку за 30, а он всё так же пьёт беспробудно как в юности. Для семьи это, безусловно, трагедия.

На фото же Оголтелый обнимает Святослава Задерия. О нём и пойдет речь дальше.

21


Группа «Алиса» давно и прочно у всех ассоциируется с Константином Кинчевым. Хотя основатель группы вовсе не он, а Святослав Задерий. Собралась команда в 1983 году, а Кинчев туда попал лишь год спустя. Задерий принимал участие в записи дебютного альбомы «Алисы». Хотя кто там только не принимал участие. И Михаил Борзыкин, и Сергей Курёхин и Всеволод Геккель. Естественно и первые концерты «Алисы» проходили с Задерием.

22


Пожалуй это одна из самых одиозных фотографий того периода. Кто есть кто, надеюсь понятно.

23


В 1986 году из-за творческих разногласий Святослав покинул «Алису» и основал свой проект «Нате!». Как ни странно, но вторая половина 80-х для группы была успешна. Кстати в ту пору Задерий еще и успевал трудиться в легендарной котельной «Камчатка».

24


Правда из котельной я с ним фотографий не обнаружил, но зато хватает других снимков.

25

26


Один из самых успешных концертов «Нате!» отыграли в 1989 году на фестивале журнала «Аврора». Казалось бы, самое время группе становиться на коммерческие рельсы, но вместо этого группа развалилась.

27


После этого Задерий много с кем сотрудничал, неоднократно возрождал свою «Нате!». Но никакого успеха уже не было. По воспоминаниям некоторых людей из окружения Святослав к середине 00-х тоже сильно пил. Окончилось всё это инсультом в 2009 году, а в 2011 Задерий умер. Если в случае с Пановым или Оголтелым алкоголь и последующая смерть были делом логичным, все-таки панки, то вот судьба Задерия могла сложиться и иначе. Но что вышло, то вышло.

28


«Объект Насмешек» еще одна ныне позабытая группа. В эпиграф вынесены слова из интервью вокалиста этой команды «Рикошета». Вынес эту цитату я не случайно. Сегодня любят приплетать всякие гонения на рок музыкантов и делать из этого выводы, что вот человек был не понят, из-за этого пил-торчал и в итоге умер. Всё это чушь и жалкие оправдания чьих-то слабостей. То, что каждый из нас слаб не секрет, но кто-то находит в себе силы жить, а кто-то нет.

29


В случае с группой «Объект Насмешек» история сделала вообще удивительный кульбит. Начинал играть Александр Аксёнов еще с Пановым в «АУ», по его собственным воспоминаниям то знакомство с Андреем стало судьбоносным. Позже играл и с «Народным Ополчением», но в итоге основал собственную группу. Пожалуй, лучшего названия для панк группы не придумать.

Что любопытно панк рок панк роком, но музыканты в группе были весьма сильные. Гитарист Андрей Михайлов с детства занимался своим инструментом. Он из семьи музыкантов. Евгений Фёдоров известен сегодня по группе «Текиладжазз» и он тоже из семьи музыкантов. А ударник Александр Кондрашкин так вообще заслуживает отдельного материала.

30


Вот он поближе с того же концерта в Симферополе. Человек переиграл с кучей групп. «Пикник», «Аквариум», «Чиж и компания», «АВИА», «Странные Игры», «Поп-механика» это далеко не полный список команд. По воспоминаниям коллег Кондрашкин занимался музыкой по 10-12 часов в сутки. Думаю, карьера могла бы сложиться у него совсем иначе, если бы не травма. В 1995 году его сильно избили в Берлине, и с тех пор он стал инвалидом. В 1999 году скончался.

31


«Объект Насмешек» успешно гастролировали по всему СССР. Вот, к примеру, фото 1988 года из Владивостока.

32


А вот Рикошет сидит с вместе с «Чайфом». Вроде бы они были весьма дружны в свое время.

33


Точно Рикошет дружил с Кинчевым.

34


После распада в начале 90-х «Объекта Насмешек» Рикошет занялся сольной карьерой. Правда не так уж и много альбомов он оставил после себя. Один к слову записывал вместе с Кинчевым. А еще он жил вместе с Марианной Цой которая оставалась с ним до своей смерти. Собственно поговаривают, что после её смерти Аксёнов и подсел на иглу. Официальная причина смерти – остановка сердца. Марианне было 46 лет на момент смерти, Аксёнову и того меньше – 42 года. От чего так рано останавливаются сердца сказать сложно. Видимо аукнулась активная молодость.

35


Пост получается каким-то излишне трагичным. Все предыдущие герои умерли. Что бы добавить хоть немного оптимизма продолжим мы Михаилом Борзыкиным и его детищем под вывеской «Телевизор».

36


Родился Михаил не в Ленинграде как все предыдущие герои, а в Пятигорске, но школу окончил таки в Питере. Далее поступил в университет, но оттуда был отчислен. С 1984 года является бессменным участником группы «Телевизор».

37


Вот что удивительно. Группа довольно много гастролировала в 80-х. Принимала участие и в крупнейших фестивалях того времени. В частности играла в Подольске. Позже принимали участие в передвижном фестивале «Рок чистой воды». Светился «Телевизор» и в прессе и на ТВ. Так в 90-х их показывали в «Программе А», но в итоге какой-то широкой известности группа так и не получила.

38


Фото из Ангарска 1987 года.

39

40


Молодой Борзыкин.

41

42
RR18_Rockers.indd

На сцене Михаил Владимирович до сих пор. То мелькнет на каком-то шествии несогласных, то про политику что-нибудь ляпнет. Если честно мне такая деятельность от взрослого дядьки видится смешной. Если в 80-х у Борзыкина был какой-то потенциал, то сегодня он выглядит как старый дядька потерявший хватку, но до сих пор поучающих молодых.

43


Конечно, не все упомянутые в этой части люди собирались стать какими-то аутсайдерами. Целенаправленно саморазрушением, по-моему, занимались только Панов, Михайлов и Оголтелый. Но волею судьбы и Задерий, и Аксёнов, и Борзыкин оказались на свалке истории. Странно это, особенно в случае с троицей последних. Теоретически всё могло выйти в их биографии иначе.
Вот такой вот вышел материал сегодня. В следующей части будут…

А вот не знаю пока что, кто будет. Наверное, группы «БОМЖ», «Выход», «Комитет Охраны Тепла», «Миссия: Антициклон», «Восточный Синдром» и Ник Рок-н-ролл. Хотя возможно кого-то поменяю местами с третьей частью. Так-то есть в планах еще отразить «Банду Четырёх», «Оргазм Нострадамуса», «Химеру» и «Пик энд Клаксон». Возможно «Передвижные Хиросимы» и как ни странно «Ноль».

Вам же спасибо за внимание. Надеюсь было интересно.



Posts from This Journal by “Гремит моя музыка” Tag

  • Дэн Martinez забравший время с собой.

    Гроб был полностью завален тюльпанами. На поворотах бутоны цветов вздрагивали, и вместе с ними вздрагивал я. Мы ехали в душном автобусе на…

  • Книги о рок музыке.

    1 Увлёкся я тут чтением всяких мемуаров от рок музыкантов. Ну и решил подборку небольшую сделать по книгам. Если бы меня спросили совета…

  • «Ленинград» в Калининграде.

    Для того что бы устраивать концерт посреди недели нужна определенная смелость. У организаторов концерта в Калининграде она есть. Однако, на мой…


promo soullaway october 30, 2017 19:33 34
Buy for 50 tokens
Когда в комментариях первый раз мне посоветовали написать книгу по истории нашей рок музыки, я улыбнулся. Потом мне посоветовали это сделать второй раз, третий, пятый. Я задумался. Крепко задумался. Ребята и девчата. Какую я могу написать книгу? Я не очевидец каких-то событий, я незнаком ни с кем,…

  • 1
На очень многих:

Летом 1979 года Андрей Панов поступил в Театральный институт (примечательно, что в одном потоке с ним шли Николай Фоменко и Максим Леонидов). На деньги, полученные от отца, он сразу купил музыкальные инструменты (включая барабаны) и, оборудовав место для репетиций прямо у себя в комнате, с утра до вечера стал играть на электрогитаре. «Квартира Свина была нашим клубом, репетиционным помещением, студией звукозаписи, фонотекой — в общем, базой. Здесь мы отдыхали, обменивались новостями, пили, играли, пели, даже танцевали», — пишет познакомившийся ранее через Вольдемара с Пановым Алексей Рыбин. В свою очередь через него в компании появились Андрей Михайлов и Олег Валинский, втроём они играли в хард-роковой группе «Пилигрим». Другой группой, оказавшейся в компании Панова, была «Палата №6» Максима Пашкова и Виктора Цоя. Как отмечает Рыбин, играли или хотели играть тогда все, причём делали это самозабвенно. Сам он ради «Пилигрима» даже бросил ВТУЗ, тоже самое сделал Валинский. Цоя за прогулы исключили из художественного училища. Ради музыки же, не проучившись и семестра, бросил институт Панов.

Я пока ещё хорошо помню эти времена :-) Свинья считался законодателем мод в ленинградском панк-роке. Идейным вдохновителем и предводителем панк-дворянства.

То, что они там вместе тусовались для меня не показатель. В пресловутой «Камчатке» тоже вместе много кто вращался. Какое влияние оказал Гаркуша на Башлачева? А наоборот? В моем понимании оказать влияние это когда следующее поколение музыкантов прямо так и заявляет, что вот тот-то оказал влияние. Но тот же Сид из «Тараканов» прямо указывает, что слышать имя Свина слышал, но слушать его не слушал. Пурген понятное дело, так же как и «Тараканы» отталкивался от англоязычной сцены. Ну и т.д. У нас, по-моему, в принципе какая-то преемственность нарушена.

Понял. Как обычно: проблема в терминологии )

В Ваших формулировках смысла выражения "оказать влияние"(с) - да, Свинья не был "наставником молодёжи", безусловно. Я имел в виду несколько другое: он был именно "идейным вдохновителем" ленинградское панк-музыки. Возможно, что если бы не он, то пытаться играть панк-рок стало бы сильно меньше людей.

У меня, в моё понимание "оказать влияние", входят не только музыканты, но и, например, сама Котельная, да ) Это было место тусовки где очень многие, делающие первые свои шаги в андеграунде рок-движения, могли довольно свободно придти, обменяться опытом, стрельнуть послушать и переписать кассету признанных мастеров различных жанров (обычно импортных). Ещё, в моё понятие "оказать влияние", входит например такой мэтр как Тропилло, который сам и не играл, но очень много сделал для развития других исполнителей. Его студия, напомню, родилась за несколько лет до Ленинградского Рок-Клуба.

Как-то так.

Тропилло бесспорно знаковая фигура. Кстати о звукорежиссерах. А кто еще на ум приходит?

Так и Свинья - тоже знаковая, в контесте панк-рока, фигура! Умер очень давно, но и сайт люди поддерживают, и его день-рождения справляют. Он "музыкального наследия" особого не оставил, но вклад свой сделал в другом виде.

Ну ОК. Вроде мы поняли друг-друга, надеюсь )

Кстати о звукорежиссерах. А кто еще на ум приходит?

Не-не-не! "Звучок" - это совсем другое! Антроп скорее ближе к "нематериальному продюссированию" что-ли. Т.е. записал альбом, да и раздал всем налево-направо. И сами музыканты тоже этим же занимались - сеяли в народ вечное со своей музыкой ) Тут дело не в звукорежиссуре, а именно в генерации музыкального контента и его популяризации. Таких людей просто не было больше - я не слышал про аналоги Антропа.

А чистое звукооператорство - дануна! Кто попало где угодно ручки крутил тогда. И даже я в этом отметился у этих вот например на нескольких концертах: https://vk.com/topic-3702633_27085832 Ещё помогал им аппарат собрать, точки для репетиций находить и т.п. Панковали в общем по-чёрному, ггыы )

Edited at 2017-10-24 06:25 am (UTC)

Я таки все-таки о тех людях кто альбомы писал. Летов вот еще. Фирсов в плане акустики. Вишня пожалуй. Наверняка еще есть кто-то.

Да - Вишня, точно! Он даже тут есть, в ЖЖ: http://polittechno.livejournal.com/ Мемуары пишет регулярно.

И даже творит!


https://www.youtube.com/watch?v=KOC4veXZkIc

Edited at 2017-10-24 06:42 am (UTC)

Юрий Морозов, и собственные песни писал, и звукарил.
Александр Кутиков записал первые полноценные альбомы "Машины" и "Воскресенья", второй альбом Воскресенья писал концертный звукореж Александр Арутюнов.
Андрей Пастернак записывал Центр и создал собственный студийный проект "Театр".
Александр "Полковник" Гноевых писал Сонанс, Настю, Трек, Наутилус.
Дебютник Насти записал Леонид Порохня.
Игорь Васильев записывал в домашних условиях Юрия Наумова, группы Николай Коперник, Ночной проспект, ДДТ, ДК и менее именитых товарищей.
У Александра Липницкого, помимо Звуков Му, писались Центр и Башлачев.

есть. Фёдор Лавров. музыкант, композитор, саунд-продюсер, художник, анархо-панк.

Автор песен, в основном известных по творчеству групп, основанных самим Федором. «Отдел Самоискоренения», «Народное Ополчение», «Инст-Инкт», «Сомнамбула», «Begemot», Feddy[1].

Автор песен, продюсер и аранжировщик. Автор и продюсер саундтреков к различным спектаклям и фильмам.

Как музыкант, владеет гитарой, клавишными и ударными, поет. Как саунд-продюсер, начал записывать музыку с 1980 года. С самого начала работает на своей собственной студии, которая со времен панк-подполья называется «Begemotion Records». Работал на студиях «Добролет» (Санкт-Петербург), «Калипсо» (Санкт-Петербург), «SI records» (Москва), «SF Sound» (Финляндия), «Gurut» (Финляндия), «Wolf's Studio» (Москва), «Baltic Records» (Санкт-Петербург).

Олег Коврига же ))

Так и на пост про промоутеров набежит материала. Не? Тоже ведь бричку толкали люди, да ещё как! Айзеншпис, Троицкий...

Юрий Морозов - Moroz Records

Точно. Спасибо за дополнение.

Moroz Records = это не Юрий Морозов, который "типа Кришны — тоже всеми шибко любим"
основал студию Александр Морозов = но другой, не питерский композитор ("В горнице моей светло", "В краю магнолий" и группа "Форум")

  • 1