Previous Entry Share Next Entry
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).
soullaway
1




Так сложилось, что лица звукорежиссеров, благодаря которым мы имеем возможность слушать записи ставшие историей, почти всегда остаются за кадром. Кто исполняет песни мы, как правило, видим на сцене. Сохранились видеозаписи и фотографии. То есть представление о том, как выглядели Цой или Бутусов имеется. Но без людей, фиксировавших на плёнку звук, не было бы и уникальных документов эпохи в виде альбомов.

Так же за кадром зачастую остаются люди, приложившие немало усилий для популяризации отечественной рок музыки. Продюсеры, журналисты, организаторы концертов волею профессии остаются обычно в тени. В нескольких частях я попробую вспомнить тех, чьи имена известны не так широко как имена звезд, с кем они работали. Но без этих людей мы бы не имели сегодня возможности увидеть следы ушедшей эпохи. Да и сама эпоха не состоялась бы без их участия.  

Хронологию и подробную историю отечественного звука четко сформулировал в своё время Александр Кушнир. По-моему его замечательную книгу читали все. Но если нет, то отсылаю к ней. Это очень толковый путеводитель по нашей рок музыке. Да и сам Александр конечно заслуживает внимания, но начну я эту часть с Андрея Тропило. Именно он как звукорежиссер первым приходит мне на ум. Вот уж действительно человек легенда и, по сути, он-то и был первым продюсером в СССР.

На заглавном фото естественно он. Снимок 1987 года. А ниже это Андрей в первой половине 80-х в студии Дома пионеров записывает очередной альбом.


2


В интернете я нарыл информацию, что одними из первых записей, что делал Тропило были выступления Высоцкого и Окуджавы. Не знаю, правда ли это или нет. Но точно к концу 70-х он занимался записью такой группы как «Машина Времени». Он же организовывал несколько концертов группы в Ленинграде. Но тут правда стоит учитывать, что Александр Кутиков сам себе звукорежиссер. И за звук на большинстве альбомов группы отвечал именно он. Тропило же, писал концерты.

Макаревич в ту пору по его воспоминаниям заявил, что Гребенщиков слишком заумен для широкой публики и перспективы у него весьма туманные. Тропило лишь усмехнулся и в итоге помог тому записать такие альбомы как «Треугольник», «Синий Альбом», «Табу» и прочие. Кстати на «Треугольнике» он играл еще и на флейте. Записи производились в «Доме Пионеров» где Андрей Владимирович вёл кружок звукозаписи.

Он же записал первый альбом группы «Кино» «45» и первый альбом «Пикника» «Дым».

«Зоопарк», «Мифы», «Странные Игры», «Мануфактура», «Тамбурин», «Облачный Край», «Алиса»… Это далеко не полный перечень тех групп, что успел записать Тропило. Многие из тех записей, конечно же, заслуживают отдельного рассказа.
На фото сидят Владимир Рекшан из группы «Санкт-Петербург», Андрей Тропило и Майк Науменко.

3


Андрей Тропило слева, а справа это Дюша Романов из «Аквариума».

4


Интересно, что такие группы как «АукцЫон» и «ДДТ» Андрей не записывал. У них были свои звуковые эксперименты. Но зато он писал первый альбом группы «Ноль», и сводил часть материала для Панова. Он же записал «Шествие Рыб» «Телевизора» и «Ублюжью Долю» «Облачного Края». По сути большая часть знаменитых альбомов 80-х появилась благодаря Тропило.

5


К сожалению фотографий Андрея Владимировича того периода я нашёл не так уж и много. Вот еще попался он с Курёхиным.

6


В 90-х легализовав свой лейлбл «АнТроп» Тропило, выпускал пластинки и западных исполнителей. Кстати занимался он фактически пиратством, к выпуску альбомов подходил творчески. Менял обложки, компиляции песен и вообще делал, что хотел. При этом были у него разногласия и с теми людьми, которых он записывал сам. Но к нашему времени всё это улеглось. Так в 2011 году, когда его продюсерский центр хотели закрыть, его поддержали и Макаревич, и Гребенщиков. Напоследок дам еще вот такую прекрасную ссылку. На этом сайте сам Андрей вспоминает разные истории из жизни. Есть там и про «Машину Времени» рассказы, и про Цоя, и про Чистякова.

7


Алексей Вишня это второй после Тропило человек в советском Ленинграде который отвечал за звук. Собственно у первого он и учился в кружке звукозаписи.

8


Первая большая его работа известна сегодня как альбом группы «Кино» «46». Тропило в ту пору, усиленно занимался записью «Аквариума» и физически не успевал записывать Цоя. При этом первый состав «Кино» к тому времени развалился и Цой писался вдвоём с Каспаряном.

Принято считать, что именно Егор Летов записывал альбомы исключительно у себя дома, но это не так. Вишня тоже писал музыкантов у себя в обычной квартире. Вот как раз фотографии времен записи альбома «Кино» «Это не любовь».

9


10


Еще у «Кино» Вишня сводил альбом «Группы Крови», а записан он был дома у Георгия Гурьянова. С этим альбомом вышло недоразумение. Вишня свёл альбом, сделал несколько копий и пустил их в народ. Цой же планировал альбом издавать вообще за рубежом. Распространение в СССР он обозвал пиратством. Впрочем за Вишню тут заступился Тропило. Мол, права на запись всегда остаются за звукорежиссером, если запись осуществлялась за счёт студии. Момент спорный, да и, наверное, сегодня уже не столь важный. Главное, что этот альбом стал одним из ключевых в творчестве Цоя.  

Так же Алексей Фёдорович сделал запись Панова известную под вывеской «Надристать!». Панова в ту пору никто не хотел писать, а Вишня не побоялся рискнуть и увековечить голос «Свина» еще в 1984 году. На фото же он с молодым Фёдором Чистяковым. Его альбомы, правда, Вишня не записывал.

11


Зато он записал в 1988 году вместе с Сергеем Жариковым альбом группы «ДК» «Непреступная забывчивость». Вот они как раз вместе на снимке.

12


Еще одно знаменитое фото. Вишня сидит в левом углу, далее расположились Александр Башлачев и Жанна Агузарова.

13


Здесь же Вишня строго по центру, а по левую сторону стоит Леонид Федоров из «АукцЫона». Как я понимаю это один из составов «Поп-Механики» Сергея Курёхина.

14


В гримёрке. По центру легко узнается Цой, Вишня сидит с сигаретой. Между ними, по-моему, один из братьев Сологуб. Хотя тут могу и ошибаться.

15


Выступал Алексей Вишня и сольно. Он записал несколько собственных альбомов, катался в туры вместе с группой «Ласковый Май», но к теме поста это не имеет отношения. Сегодня по-прежнему проживает в Питере, но вот что странно. Ни он, ни Тропило сейчас не занимаются какими-то известными молодыми группами. Значимые альбомы 90-х и нулевых записывали совсем другие звукорежиссеры. Хотя казалось бы у Вишни и Тропило опыта куда больше.

16


Юрий Морозов известен в первую очередь как музыкант. При этом вот что интересно. Он вроде как легенда, но я с ходу и не вспомню ни одной его песни. Во многих материалах он упоминается как один из лучших звукорежиссеров СССР. Наверное, это так.

17


18


Юрий в студии. Как я понимаю, он имел возможность писаться на «Мелодии». Выходили у него на пластинках и собственные альбомы. Дискография Морозова вообще отдельная тема. Очень трудолюбивый был человек. Кстати известная многим фирма «Мороз рекордс» к нему не имеет никакого отношения. Фамилии просто совпали.

19


Морозов за пультом. Женщина же это Марина Капуро. Альбомы группы «Яблоко» как раз и записывал Юрий Морозов.

20


Творит.

21

На этом общем снимке Морозов, на переднем плане в модных сапогах, а за ним можно опознать Юрий Шевчука. Именно Морозов был звукорежиссером альбома «Я получил эту роль». Одного из главных альбомов в биографии Шевчука. Ну и отдельно стоит отметить, что Морозов записывал альбомы такой группы как «Чиж и компания». К сожалению, в 2006 году Юрий скончался.

22


На этом фото запечатлены Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий в период записи альбома «Невидимка». В Свердловске 80-х царила своя атмосфера, и естественно были свои звукорежиссеры. За звук на этом альбоме отвечал Леонид Порохня. Кстати альбом тоже писали в самой обычной квартире. Практика домашних записей процветала не только в Ленинграде и Сибири, но и на Урале.

23


А вот и фото самого Леонида. Это во время записи второго альбома «Чайфа» «Субботним вечером в Свердловске». Он же записывал такую группу как «Урфин-Джюс» и он же отвечал за звук на альбоме Насти Полевой «Тацу». Интересно, что в 90-х он завязал со звуком и переквалифицировался в сценаристы.     

24


Пожалуй, главным человеком, отвечавшим за звук в Свердловске 80-х, был Александр Гноевых. На снимке он второй слева. Это состав группы «Кабинет», с которыми он сотрудничал.

25


Он же записывал альбомы групп «Сонанс», «Трек» и «Наутилус Помпилуис». У последних он записал такие полотна как «Человек без имени», «Наугад», «Чужая Земля» и «Крылья». В записи «Титаника» он работал над звуком вместе с Вадимом Самойловым. А вот знаменитую «Разлуку» писал Андрей Макаров. Не знаю, правда, где он еще принимал участие.

С середины 90-х Александр стал директором на одной из радиостанций в Екатеринбурге. На снимке же Гноевых по прозвищу «Полковник» слева.

26


Еще одной из ключевых фигур для уральского рока является Владимир Елизаров. Изначально начинал как гитарист в разных ВИА.

27


В 1984 году начал сотрудничать с Александром Новиковым и занимается этим, по сей день. У того кстати есть своя студия звукозаписи, где к примеру «Агата Кристи» записала легендарный «Опиум». Очень интересное переплетение. К слову у этой свердловской группы звуком занимался Самойлов старший на пару с Александром Кузнецовым. Весь звук в «Агате Кристи» они строили вдвоём. 

Елизаров же сотрудничал не только с Новиковым, но и с рок музыкантам. Так у «Наутилуса Помпилиуса» он записывал альбом «Князь Тишины». И помогал в сведении концертных записей вышедших под вывесками «Раскол» и «Отбой» соответственно. Примечательно, что в последнем при сведении помогал Александр Кутиков из «Машины Времени». Он как я выше указал тоже знает толк в звуке.

Фото же, как раз времен «Князя Тишины». Елизаров третий слева. Около Бутусова стоит. Ну а гражданку по центру, наверное, все опознали.

28


У Насти Полевой Владимир записывал альбом «Ноа Ноа». Но самым плодотворным было сотрудничество с группой «Чайф». Начиная с 1988 и по 2003 годы, он записал все их альбомы. На фото он с «Чайфом» в Праге в 1989 году. Вроде третий слева.

29


А вот он в студии вместе с Александром Калужским. Калужский был в своё время менеджером у Бутусова. На фото он сидит за пультом. Елизаров же позади.

30


Ну и как-то так выглядит Владимир в наши дни.

31


Хотя нет. Вот так. Дядя все-таки 1955 года рождения. Кстати он же был креативным продюсером у группы «Смысловые Галлюцинации». И он же был преподавателем в музыкальном училище. Один из его учеников позже играл в «Чайфе». Весьма пёстрая биография у мужчины.

32


Следующий человек, о котором я хочу вспомнить это Андрей Дельцов. Он записал большую часть звукового материала Юрия Хоя. Так сложилось, что «Сектор Газа» стоит особняком. Его не считают своим рокеры, но и для деятелей поп культуры он тоже чужой. Собственно тем и хорош. На фото же Дельцов стоит в очках справа от Юрия.

33


Изначально Андрей играл в каких-то самодеятельных группах, но в итоге увлекся звукозаписью и после знакомства с Юрием занимался звуком его альбомов. Вот они вместе в студии. Андрей сидит слева.

34


Параллельно с работой в «Секторе Газа» он еще трудился на радио. Где и работает, по сей день. Можно спорить сколько угодно, но нельзя отрицать простого факта, что для целого поколения Хой был кумиром. И стал он им, в том числе и благодаря работе Дельцова.

35


Ну что ж, по звукорежиссерам прошлись, а теперь вспомним еще ряд замечательных людей. К примеру, Андрея Петровича Бурлаку.

Слева Гаркуша, справа Фёдоров, а посередине как раз Андрей. Это фото примерно 1987 года.

36


А вот Андрей Петрович сидит вместе с Фёдором Чистяковым в тот же временной отрезок.

37


Человек этот интересен тем, что 80-х работал в Ленинградском рок клубе, возглавлял музыкальный ежемесячник «РИО», а так же был редактором Ленинградской студии грамзаписи. Позже занимался выпуском пластинок и был одним из организаторов движения «Рок чистой воды». На фото он обнимает Шахрина. Это снимок 90-го года. Сделан он в Череповце.

38


Так же Бурлака автор нескольких книг. В том числе и такой как «Кто есть кто в советском роке». Это сегодня информации завались, а 20 лет назад нарыть какой-нибудь журнал или тем более энциклопедию было счастьем. На снимке он стоит позади Сили. Это тоже кадр из Череповца. 

39


В студии с Юрием Морозовым.

40


А здесь он стоит по центру обнимающейся компании. У микрофона же с баяном Чиграков.

41


Снова в студии с Юрием Морозовым и Татьяной Капуро. Её тут я бы, кстати, не признал. Бурлака же стоит справа. Это 1991 год.

42


Середина 90-х. Стоит слева вторым от Шевчука.

43


А это уже начало нулевых. Короткостриженый мужчина это Чиграков. Андрей Петрович же в левом углу фотографии.

44


2002 год. Бурлака слева, еще опознал тут Гаркушу, кто остальные люди не знаю.

45


Ну и еще один относительно свежий снимок с Шевчуком.

46


Одним из самых известных издателей отечественного рока является Олег Коврига. На снимке он в левом углу бородатый и нестриженный в 1987 году на фестивале в Подольске.

47


Между прочим, человек не только является руководителем лейбла «Отделение Выход», но еще успел стать и кандидатом химических наук. В 80-х он занимался организацией концертов, в начале 90-х был администратором на студии «Отделение Мамонов». Позже сотрудничал с Умкой, ну а ныне издаёт всякие редкости из прошлого и некоммерческие проекты. На фото он как раз с Умкой.

48


А это он же с Ником Рок-н-роллом.

49


Легенда из мира панк рока и Олег.

50


Сергей Гурьев, о котором будет материал в следующей части, Светлана из группы «Дочь Монро и Кеннеди» и сам Коврига.

51


А вот он же с другим именитым человеком из мира звукозаписи Сергеем Фирсовым. Про Фирсова тоже поговорим во второй части.

52


В правом углу легендарный Тропило с которого я и начал эту часть, а по центру Коврига.

53


Вот такой вот вышел материал. В следующей части вспомним Егора Летова, Сергея Фирсова, Юрия Айзеншписа, Сергея Гурьева и еще несколько замечательных людей. Ну а на сегодня всё. Спасибо вам за внимание. И дополнения, конечно же, приветствуются.



Posts from This Journal by “Гремит моя музыка” Tag


promo soullaway october 30, 19:33 32
Buy for 50 tokens
Когда в комментариях первый раз мне посоветовали написать книгу по истории нашей рок музыки, я улыбнулся. Потом мне посоветовали это сделать второй раз, третий, пятый. Я задумался. Крепко задумался. Ребята и девчата. Какую я могу написать книгу? Я не очевидец каких-то событий, я незнаком ни с кем,…

Начиналось-то всё сильно раньше, например, с Юрия Фомина, который и сделал "Динамику" звучание, обеспечившее популярность.

У Пугачёвой был свой звуковик который в 90-е даже запел.

Без Коки рассказ неполный. "Я - дебил" - гимн 80-х

http://sv-scena.ru/Buki/Sto-magnitoaljjbomov-sovyetskogo-roka.97.html

Я читал про него. Это скорее курьез такой.

Отличный пост. Спасибо.

P.S. У Олега Ковриги лицо на фото с легендой, будто он родного брата встретил, которого очень давно не видел:)

Не за что, там, на фото-то и сама легенда довольна происходящем вокруг.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Это сегодня информации завались, а 20 лет назад нарыть какой-нибудь журнал или тем более энциклопедию было счастьем. - Двадцать лет назад - в конце девяностых-то? Как раз наоборот, самый расцвет всяких рок-лабазов :) Накинь ещё десяток лет, а то и все пятнадцать :)

Не скажи. Всё относительно. В конце 90-х я понятия не имел, как выглядел тот же Фирсов или Гноевых. На кассетах-то были они указаны мелким шрифтом, но всё равно информация была скудная. Да и интернет еще 10 лет назад не был так наполнен информацией.

"Сохранились видеозаписи и фотографии. То есть представление о том, как выглядели Цой или Бутусов имеется."
Про Цоя понятно, но почему именно Бутусов-то? Он же и сейчас выступает.

Фото 3
"На фото сидят Владимир Рекшан из группы «Санкт-Петербург», Андрей Тропило и Майк Науменко"
А это точно Рекшан? Как-то не очень похож. Да и ростом он очень высокий, а тут не видно. Не, понятно, что сидит, но всё-таки...

Фото 20
"Женщина же это Марина Капуро."
Фото 42
"Снова в студии с Юрием Морозовым и Татьяной Капуро"
Э-э-э... это разные Капуро, что ли?...

Фото 41
"У микрофона же с баяном Чиграков"
С аккордеоном же! )))

Вообще очень интересно ))


Edited at 2017-12-05 06:43 pm (UTC)

А фото 3 примерно какого года? Во времена Санкт-Петербурга записи были только любительскими с концертов. Или 1 фест ЛРК - Рекшан и Корзинин с молодыми музыкантами (неудачный камбек)?

Очень скучный текст. Даже больше, это вообще не текст, а неумело раздутые подписи к скучным фотографиям.

Вот хорошее интервью Вишни про запись альбома "Группа Крови":

Вишня в ЖЖ есть - Алексей Вишня. Подписывайтесь!



https://www.youtube.com/watch?v=KOC4veXZkIc

Edited at 2017-12-05 08:35 pm (UTC)

В который раз хочется высказать Алексею Вишне огромный RESPECT за то, что не стал слушать Цоя, а пустил запись магнито-альбома "Группы крови" в народ. Именно с неё у меня и началось знакомство с творчеством КИНО. А то говно, которая Джоанна Стингрей увезла в Штаты и с которого до сих пор штампуются официальные и не официальные компакт-диски и пластинки как у нас, так за рубежом (под названием "Группа крови") имеет запоротую песню "Легенда" (в одном месте вырваны полторы секунды, могу с точностью назвать этот фрагмент, да в общем каждый настоящий поклонник КИНО, имеющий слух, это место явно слышит).

Судя по тому, что сам автор этот косяк не заметил, можно сделать вывод, что Цой после выхода цифровой (американской) версии своего же альбома, даже ни разу не удосужился его внимательно послушать, ибо за два года можно было выпустить хотя бы один нормальный тираж без косяка. Но увы, вы не найдёте ни одного официального издания "Группы крови" с не запоротой "Легендой". Какое счастье, что у меня на катушке, да и у многих моих соотечественников сохранился нормальный (полноценный), а не криворукий вариант ГРУППЫ КРОВИ благодаря, конечно же, Алексею Вишне, который послал планы Цоя далеко и надолго :)

В момент легализации рока официальные издания стали сильно отличаться от первоначальных магнитоальбомов.

Насчет того, что Тропилло отошел от дел - последние альбомы Адаптации, если я не путаю, вроде бы он записывал. Писал ли он кого-то в 90-е - не в курсе. Если не писал, то этому есть объяснение - таланты его и Вишни были более востребованы в скудных студийных условиях 80-х, а когда появились профессионально укомплектованные студии и большие бюджеты на запись, тут, мне думается, они несколько потерялись. Есть люди, которые более эффективны в спартанских условиях)

С появлением денег у звёзд появилась возможность записываться в иностранных студиях, что они и делали.
Опять-же больной вопрос авторских прав.
Насколько помню Тропилло вообще писал только тех кого хотел.

В фамилии Тропилло 2 л

Блин, косяк. Спасибо, что поправили.

Хоть и хаял Виктор Тропиллу за альбом Ночь, но как по мне - одно из лучших их творений. Спасибо Титову, кстати, за басс и Бутману за сакс.

Как я понимаю он-то и нагнал туда этих людей)

В Москве у Агеева была своя студия. В частности он Башлачёва писал.
А с появлением рок-лаборатории барыжничал на студии звукозаписи "Колокол".

P.S.
Вообще-то тему стоило разделить на звукорежиссёров и музыкальных критиков/журналистов.

В Москве на магнитофонном поприще властвовали Агеев, Васильев, Щербина и Горохов. Им в затылок дышали молодые «писатели» Андрей Лукинов и Саша Поляков, которые, помимо традиционного набора групп, любили впаривать клиентам что-нибудь эстетское типа «Желтых почтальонов» или «Отряда им. Валерия Чкалова».

Глава VII. Cоюз писателей

Возникла настоящая внегосударственная
индустрия звукозаписи и тиражирования,
подчинявшаяся не столько творческим,
сколько коммерческим законам.
http://japson.ru/gold/100/g7.htm

"Я вам поставлю Юрия Морозова, он вроде Кришны".

Майк Науменко я так понимаю.

?

Log in

No account? Create an account