?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть вторая).
soullaway
1




Игорь Фёдорович Летов умудрился стать человеком, который прочно ассоциируется с дрянным звуком и самопальными записями. Бесспорно, он оказал влияние на десятки групп в плане подхода к творчеству. Вот только если внимательно послушать записи «Гражданской Обороны» то можно выявить, что звучание у них весьма непростое. Про тексты и говорить нечего. Летов блестящий поэт.

Я достаточно слушал и «Красные Звёзды» и «Банду Четырёх» и наблюдал как записывался ряд моих знакомых. Естественно довольно быстро пришёл к выводу, что такой звук как у большинства доморощенных групп отстроить в домашних условиях несложно. Там нет никаких фантастических премудростей. Да собственно такой звук и отстраивали многие провинциальные группы на своих первых записях. Джентельменский-то набор для фиксирования на плёнку был примерно у всех одинаков.

Однако Летов потому-то и стал Летовым с большой буквы, что пытался создать некое своё звуковое полотно. Узнаваемое и непохожее ни на что. А создать нечто подобное не так-то и просто, но самое главное сегодня и не нужно.

Сейчас ведь развелась куча инди групп делающих так называемый «лоу-фай», но если честно я искренне не понимаю зачем. У многих писавшихся в 80-е это была вынужденная мера. Для Летова же это стало в итоге целой идеологией.

Большая часть записей «Г.О.» была сделана в обычном доме коих тысячи по стране. Вот как раз этот самый дом в Омске. Окна на первом этаже в углу это и есть квартира больше известная как «ГрОб рекордс».

2


Если кому-то интересно, то вот тут можно почитать интервью про самые ранние записи Летова. А здесь лежит в целом анализ всех первых записей имеющих хождение. Только сразу предупреждаю, это любопытно именно для ценителей творчества Летова. Человеку слабо знакомому с наследием знаменитого сибиряка эти истории мало чего расскажут, да и вряд ли будут интересны.

От тех времен сохранилось не так уж и много снимков. Хотя вот есть Летов примерно 1987 года что-то пишущий у себя дома.

3


Большая часть фото из его квартиры приходится на 90-е. К тому времени количество альбомов, которые Летов выпускал в год, резко сократилось. Он стал уделять больше времени звуку и, на мой взгляд, его «Сто лет одиночества» одно из лучших и интереснейших полотен в истории нашей рок музыки. Хотя и в «Солнцевороте» с «Невыносимой лёгкостью бытия» тоже весьма любопытный звук.

Фотография периода как раз «Ста лет». Наверняка этот снимок разглядывал в свой время не только я. Он был в брошюрке с песнями и аккордами Летова. Книжка не представляла никакой ценности, но вот фото замечательное совершенно. По нему хотя бы можно было примерно получить представление о том, как выглядит квартира-студия Летова.

4


Судя по другим снимкам, студия у Летова занимала две комнаты. Вот основная где он видимо и жил.

5


Что-то сводят с Кузей.

6


Милота какая!

7


Примерно 1995 год.

8


В перерывах между записями Игорь Фёдорович не брезговал смотреть телевизор. В правом углу можно разглядеть голову творца.

9


Одна из моих любимых фотографий. Количество пустой тары зашкаливает все разумные пределы. Летов кстати играет с котом, а не на гитаре. На других снимках из этой же серии видно. Вывод же про две комнаты я сделал, потому что планировка в этом помещении иная. Здесь окно двустворчатое. А на других снимках трёхстворчатое. Одна из комнат, судя по всему, была проходной. Во всяком случае, я как-то так себе представляю планировку.

10


Интерьеры.

11


Про этот снимок можно с одинаковым успехом написать, что он сделан в 2007 году и 1997. На самом деле это 1997 год. В этих стенах был записан почти весь материал Летова. Но не весь!

12


Вот фотография 1989 года. Второй человек справа это Сергей Фирсов. Он стоит между Кузей и Джефом. Снимок сделан во время записи «Гражданской Обороны» на точке у «АукцЫона». Позже этот материал вышел под названием «Песни радости и счастья». Сделан он в виде концертного альбома, хотя это студийная запись. Звук там отстраивал Михаил Раппопорт. Однако до Михаила доберемся чуть позже. Остановимся пока на Сергее Фирсове.

13


Пройдёмся по фотографиям. Вот Фирсов сидит слева от Янки в Симферополе. Как я понимаю гастроли Янки и Егора Летова он там организовывал в 1989 году.

14


А вот он в левой половине снимка в модной футболке. Это тоже 80-е и тоже Симферополь.

15


Судя по всему дома. Справа, по всей видимости, висит флаг ВМФ. Фирсов служил на Северном Флоте кочегаром. Занесло его аж на Новую Землю. Позже эти навыки ему видимо пригодились в котельной.

16


Кошки и Сергей.

17


Бобины. Я их уже не застал. Моё становление пришлось на эпоху аудиокассет.

18


Вот примечательное фото. По центру сидит Егор Летов, справа от него Сергей Фирсов, а слева Леонид Фёдоров. Это первая половина 90-х. Других совместных снимков с Летовым и Фёдоровым мне не встречалось.

19


Это видимо в какой-то студии. Фёдоров, Фирсов, Жевтун.

20


В естественной среде обитания.

21


Аппаратура!

22


Собственно чем интересен этот человек. Он организовывал концерты тому же Летову и Башлачеву. К слову первый визит «Воплей Видоплясова» в Ленинград тоже был организован им. Он же записывал выступления в Ленинградском рок клубе, писал и акустические квартирные концерты. В общем-то, главный архивариус Ленинграда. Такой фонотеки как у него, наверное, и нет больше ни у кого.

Так же Сергей работал в котельной «Камчатка» вместе с Цоем, Башлачевым, Задерием, Машниным. Примечательна не работа с кем-то, а то, что некоторых музыкантов он туда и устраивал на работу. Позже, уже в 90-х он был директором группы «Машнин Бэнд». А еще позже, когда надобность в наличии котельной отпала, он сделал на её месте клуб-музей «Камчатка». Клуб существует и сегодня. Культовое рок место. При визите в Питер грех не посетить.

Подробнее о Сергее можно прочесть вот тут. Фото сделано примерно в наше время.

23


Это легендарная группа «АукцЫон». Одна из самых мною горячо любимых. Нет, в Ленинграде было много хорошей музыки, но эти ребята делают что-то невероятное и запредельное. Как сказал один из моих друзей имеющих музыкальное образование – сыграть-то я так сыграю, но как они это придумывают, я не знаю. Они волшебники.   

24


Однако рассказывать о группе подробно я не буду. Нас интересует звукорежиссер команды. Это Михаил Раппопорт. На предыдущем фото он стоит в верхнем ряду. Как заметил Андрей Машнин «адски волосатый». На нижеидущем снимке он стоит между Гаркушей и Фёдоровым.

25


Вот тоже любопытный снимок. Состав еще с Евгением Дятловым. В 80-х он был третьим (!) вокалистом и заодно играл на скрипке в группе. В 90-х же подался в актеры, где весьма преуспел. Вы наверняка его много где видели. «Улицы разбитых фонарей», «Белая Гвардия», «Агент национальной безопасности», да куча у него ролей. На фото он сидит третий справа. Рядом с Фёдоровым. Там же рядом с Дятловым Михаил.

26


Это уже 1991 год. Раппопорт стоит в углу справа.

27


А это 1992 год. Стоит второй справа.

28


Здесь же он стоит с фотоаппаратом. Рядом с ним сидит Леонид Фёдоров, а в правом углу снимка виден и Фирсов Сергей.

29


Собственно с группой «АукцЫон» Михаил работает больше 30 лет. Фантастическая цифра. Как я уже упоминал выше, звук на одной из записей Летова делал Михаил Раппопорт. Так же в 1989 году он записывал черновые гитары и ударные для будущих альбомов «Г.О.». Эти дорожки попали на весь блок альбомов 1989 года.

Интересно, что на изданиях той серии как звукорежиссер указан некий Александр Папик. Но я поинтересовался у Михаила, что это за еще один звукорежиссер который помогал писать на точке у «АукцЫона» Летову звук.

Оказалось, что Михаил не знает никакого Папика. Судя по всему это еще одна часть мифологии «Гражданской Обороны». Гитары и барабаны писал сам Михаил вместе с Леонидом Фёдоровым. Если вы увлекаетесь русским роком, то знаете, какой звук на записях у «АукцЫона» и в курсе как звучит «Г.О.». Оно звучит специфически. И в том числе благодаря Михаилу. К слову альбомы 1989 года лично для меня одни из самых любопытных в дискографии Летова. Уж очень там мудрёный звук. И как оказывается, создавался он не только в Омске, но и в Ленинграде. 

30


По центру можно легко опознать Цоя. Справа от него стоит Юрий Айзеншпис. Весьма неоднозначная фигура из Челябинска.

31


Наверное, рассказывать о том кто это такой не обязательно. Фигура он известная и знаковая для нашей поп музыки. Но примечательно, что в конце 80-х и до самой смерти он был продюсером группы «Кино».

32


Что странно совместных снимков с Виктором существует не так уж и много.

33


Эта картинка подписана была как Цой и телохранители Айзеншписа. Возможно, что и так.

34


Это уже, судя по всему снимок после смерти Цоя. В левом углу сидит Каспарян.

35


Ну а так-то еще Юрий занимался группами «Моральный Кодекс» и «Технология». Позже был Влад Сташевский, потом Катя Лель и «Динамит». И, конечно же, Дима Билан тоже его детище.

В 2005 году Юрий скончался.

36


Ну что ж. От популярной культуры перейдём к контркультуре в прямом смысле. На сцене стоит Сергей Гурьев и объявляет группу «Чайф». Это 1988 год. Шахрин слева.

37


А вот Сергей справа от Фёдора Чистякова.

38


Отдыхают.

39


Выступление «Гражданской Обороны». Сергей стоит, скрестив руки. 1989 год.

40


Совместный джем Янки, Летова и Ника Рок-н-ролла. 1990 год. Сергей виден в левом углу. Как всегда невозмутимо наблюдает за процессом, скрестив руки.

41


Сергей Геннадьевич человек образованный. Окончил МГУ. Факультет искусствоведения. Сотрудничал с журналами «Урлайт», «Юность», «Зомби». Помогал организовывать концерты. В том числе и легендарный подольский рок фестиваль 1987 года. «Индюки» так же его детище. И он же занимался таким журналом как «Контркультура». А еще был продюсером у групп «Рада и Терновник» и «Дочь Монро и Кеннеди». Сегодня трудится в конторе «Кушнир Продакшн». На фото Сергей сидит по центру, а слева от него bolshojzmej

42


А вот как раз и редакция журнала «Контркультура». Второй слева стоит Александр Кушнир, обнимает его Сергей Гурьев, а дальше стоит Алексей Коблов.

43


Александр Кушнир автор одной из главных книг по истории нашего рока. Это неоднократно мною упомянутая «100 магнитоальбомов советского рока». Он же написал «Золотое подполье». Эта книга посвящена отечественному самиздату.

44


Сегодня считается одним из лучших пиарщиков. Сотрудничал с десятками групп. Там колоссальный послужной список. От Земфиры до «Гостей из Будущего». Лагутенко, «Ночные Снайперы», «Дискотека Авария», короче очень много. На фото он с Лагутенко.

45


Лауреат всяких премий, мелькает на «Первом канале» и конечно по-прежнему организовывает всякие мероприятия. В том числе и фестиваль «Индюшата».

46


Сергея Гурьева на этом снимке сложно не опознать. А в левом углу сидит Алексей Коблов.

47


На этом снимке Алексей стоит в тельняшке. Справа от него Янка, а беседует он видимо с Летовым.

48


Что-то выпивает стоя по центру между «оборонщиками».

49


Алексей справа, а слева от него группа «Чайф».

50


Здесь Алексей слева, а справа от него Летов с которого я и начинал этот материал. Про Алексея информации не так много как про Сергея Гурьева или Александра Кушнира. Но я точно знаю, что он работал в журнале «Контркультура». Позже трудился на радио в передаче «Тихий Парад». Чем занимается сегодня, не знаю.

51


Абсолютно всем указанным выше людям я благодарен за своё счастливо детство. Не знаю осознано или случайно, но они помогали формировать и строить часть нашей культуры. Мне неинтересно, чем руководствовался Юрий Айзеншпис. Понятное дело, что его деятельность и деятельность Сергея Фирсова лежали в разных плоскостях, но сейчас, спустя десятилетия я считаю, что они равнозначны и одинаково интересны в контексте истории рок музыки.

Конечно, при подготовке материала можно было подокучать и тому же Коблову или Фирсову в социальных сетях, но я решил воздержаться от этого. Люди они взрослые и занятые. Однако надеюсь, что получилось и так интересно.

Ну а вам спасибо за внимание.



Posts from This Journal by “Гремит моя музыка” Tag

  • Дэн Martinez забравший время с собой.

    Гроб был полностью завален тюльпанами. На поворотах бутоны цветов вздрагивали, и вместе с ними вздрагивал я. Мы ехали в душном автобусе на…

  • Книги о рок музыке.

    1 Увлёкся я тут чтением всяких мемуаров от рок музыкантов. Ну и решил подборку небольшую сделать по книгам. Если бы меня спросили совета…

  • «Ленинград» в Калининграде.

    Для того что бы устраивать концерт посреди недели нужна определенная смелость. У организаторов концерта в Калининграде она есть. Однако, на мой…


promo soullaway october 30, 2017 19:33 34
Buy for 50 tokens
Когда в комментариях первый раз мне посоветовали написать книгу по истории нашей рок музыки, я улыбнулся. Потом мне посоветовали это сделать второй раз, третий, пятый. Я задумался. Крепко задумался. Ребята и девчата. Какую я могу написать книгу? Я не очевидец каких-то событий, я незнаком ни с кем,…

  • 1
Мутный аргумент.

У троллей обычно только такие. Однако в данном случае я пишу от себя и не так уж троллю.
На Западе конкуренция, в России монополия во всём. Поэтому там побеждают сильнейшие, а у нас хитрейшие ("... просто давно положили на всё"). Там выходят вперёд те, кто придумывают что-то новенькое, у нас ровно наоборот - не выходящие за пределы формата.
Отсюда отношение народа к добившимся успеха: там - молодец, смог это сделать, у нас - насосала или нализал (ведь не обязательно же буквально?). И соответственно к недобившимся. Там это лузер, чудак, писака Килгор Траут. У нас - подпольщик, бессребреник и, значит, чуть ли не святой.

Блин, ну как хоть хитрейшие? Кого обхитрили "АукцЫон"? А Цой?

Есть аудитория попсы и аудитория андеграунда. Тут я не о попсе типа Салтыковой, а типа того, о ком знает Брат (а Дркине он вряд ли знает, да и Аквариум с Зоопарком его не интересуют).
Так вот, Цой популярен у Данил, а в андеграундной тусовке он потерял часть уважения, став нездорово всем известным. "Аукцыон" же, возможно, вовремя почувствовали, что начинают скатываться туда же.
В Крым сейчас приезжают те, кто были великими, но уже не торт - "Пикник", "Калинов Мост", "Крематорий". Раскрутились и теперь отрабатывают, крутятся. "Аукцыон" не такие (хоть я и не поклонник). А Цоя судьба уберегла, вполне мог допеться (судя по "Чёрному альбому") до "Мальчик едет в Тамбов".

Ты кривишь душой по поводу Крыма. Нравится нам это или нет, но сегодня самый крутой это Шнур. И он таки давал недавно концерт в Крыму.

Шнур крутой не как "Хуй забей" и не как "Сектор газа" когда-то - но чисто как Киркоров когда-то.
Нравы меняются. Когда-то ходили на фильм только потому, что там один раз сисьге показали. Сейчас на вполне общественных пляжах загорают топлесс. И штаны сейчас рваные носят, и синие волосы. И тот же Киркоров в дубляже"Новых приключений Аладдина" читает годный рэпчик. И даже Лимонову надоело уже материться в произведениях - оригинальное когда-то стало банальным.
"Аукцыон" в своё время были нацелены на нетривиальную на тот момент музыку. Ну там в Париж съездить... но никак не тупо рубить капусту.
Севастик, читал недавно, на пятом что ли месте по бюджету на душу населения в 2 раза больше, чем у большинства городов, в 10 - чем у Выборга.

Что интересно именно Фёдоров когда-то яро помогал Шнурову. Просто цели у них видимо изначально разные были. Фёдоров играет для узкого круга ценителей, Шнуров хочет массовости. Но он таки в топе и таки выступает в Крыму. А так-то рок это музыка прошлого века. Сегодня рэп в моде. Вот только не знаю кто из них катается с турами в Крым.

Ну вот Кравц, типа 20- (в смысле младше, а не +, старше). 25/17 пока не приезжали.

25/17 "19.08. Севастополь. Байк-Шоу «Русский реактор». " http://www.2517.ru/concerts

Хм... просто я после Херурга отворачиваюсь от всего, где написано "байк", вот и не в курсе. Значит, они тоже... ну бывает.

Шнур давно превратился в "контркультурку" а-ля Мерелин Менсон. Цоя ждала та же судьба ( если не хуже- совсем опопсеть ). А к нам на "летний чес" вся припопсень всегда ломилась. Это показатель. В юности мы развлекались еще- у кореша мамаша работала в Ялтинском "Юбилейном" и часто доставала халявные билеты на всяких галкиных-палкиных и прочих леонтьевых-мерзонтьевых. )) Ну мы заявлялись туда и чинили всяческие провокации. )) Самая известная- когда Аллочка со своим выводком че-то откоблучивала , мы начали орать "Ротару! Ротару ! " Ее это так взбесило , что чуть концерт не сорвался )) Потом в газетах даже писали про это типа "Война двух звезд набирает обороты" и т.п. чушь )).

Я кстати Мэнсона всегда воспринимал как коммерсанта. У нас его аналог были «Тату». Шок-контент, все дела:-) Вот Курт Кобейн или тот же Игги Поп реально на всю голову отбитые, а Мэнсон по-моему как и Шнур всегда имел чёткую стратегию развития.
История про Пугачеву красивая. Люблю такое:-)

Всегда бесили такие персонажи. Ну , допустим , ты попса. Ну не преступление же это )). А стыд глаз не выест. А вот уроды , что коммерциализируют все и вся , реально бесят. Аксель Роуз , отрабатывающий плевки в зал и вскидывание факов с хореографом. Всякие Бэд Релиджены и Ноэфэксы с Оффспрингами , превратившие панк в посмешище. Дэнни Филс и его вампиреныши , превративший кошмар блэка в мыло для буржуйских "трудных" подростков...да , имя им- Тату )). Курт- истерик , не сумевший пережить свалившийся на него успех. Игги ( был "Панк" , стал "Поп" между прочим )-эпотажник по жизни. Лузер Сид. Хмурый депрессивник Кэйв. Алкаш Лемми. Даже полоумный Оззик- пусть так...но эти парни- НАСТОЯЩИЕ ! А то смотришь на Мэнсона или Гэрри Глиттера , и понимаешь- пластмассовый мир победил ((. Еще история. В 87-м Леонтьев был приличным эстрадником. В 88-м вдруг резко сменил имидж - рваная одежда , дикий грим. Джигурда- не первый , видишь ? )) И вот в новом образе зарулил к нам. На сцене из темноты медленно проявляется такой Валерик- в томной позе и в гриме а-ля Нью-Йорк Доллз , завернутый в рыболовную сеть...в зале -тишина...и тут - дикий вопль "ЛЮДИ !! САНИТАРОВ!! СКОРЕЕ, мляяяя ! Человеку плохо!!" Это Дэзис постарался )). Зал заржал. В итоге Дэза мусора выкинули , а концерт прошел...несколько натянуто )).

Что занятно мне, кстати, пара альбомов у Мэнсона нравится. Как музыкант он, на мой взгляд, неплох. Но он не сумасшедший и ненастоящий. Вот да. Правильное слово – настоящий. Оффспринг на фоне Рамонес детишки какие-то решившие поиграться в рок-н-ролл. Для меня всё-таки рок-н-ролл это точно не созидание. Это саморазрушение, жизнь на грани со всеми вытекающими. Кому-то повезло и он выжил. Вот как Игги Поп. Но даже сегодня он естественный. Так же как и Ник Кейв и Джонни Роттен.

Про Леонтьева тоже красиво:-)

Вот тут собака-то и порылась , как говорил Михаил Сергеич. ) Рок как таковой делиться собственно не по стилям ( это журналистские забавы больше) а по принципу креатив/деструктив. Деструктив- это все , что Труъ. То , что настоящее. Можно гордиться собой , вот тока минус- не заработать на нем . А если бабок хоцца , а попсу лабать- подляк ? Вот тут и выплывают Бон Джови да Брюсы Спрингстины. А грань тонка- чуть зазевался , и тебя уже купили...а небо все точно такое же как если бы ты не продался...

  • 1