Previous Entry Share Next Entry
Тучные нулевые - золотая эпоха для русского рока.
soullaway
1



Недавно мне попалась мысль, что лучшие альбомы русского рока были записаны в 90-е, а не в 80-е. Мысль любопытная и требующая детального анализа. Обязательно сделаю субъективную подборку на эту тему, но сегодня мы поговорим с вами о том, что происходило буквально вчера. И при этом уже успело стать историей.

Заглавие лично мне объяснить очень просто. В 90-х у людей банально не было денег, лишь к концу того десятилетия музыкальная индустрия стала как-то оформляться. В провинции начали появляться клубы, специализированные магазины, где продавали не пиратские кассеты и диски. Группы наконец-то начали ездить в полноценные туры по стране. Появилась аппаратура и нужная для музыки инфраструктура. Нет, конечно, в Питере, Москве или, к примеру, Екатеринбурге всё это было и в середине 90-х. Возможно не самого лучшего качества, но в той или иной форме в этих городах проходили мероприятия. Проходили рок концерты и в совсем мелких городах типа Орла или Брянска. В советских ДК для глухих или слепых, например. Я не юродствую. Эти ДК сохранились и по сей день. И абсолютно все они не предназначены для рок концертов. Там нельзя пить и курить. Нет, конечно, мы все это делали там. Некоторые даже умудрялись вмазываться и заниматься сексом, но это вынужденные меры, потому что не было альтернативы. Альтернатива появилась лишь в нулевые.

В 1999 году я лично ходил к директору ДК «Полёт» в Орле и договаривался о проведении концерта. Мне в ту пору было 15 лет. Я сидел в кабинете у директора в порванных джинсах и уверено говорил, что всё будет хорошо. И директор верил! Наивному сопляку он дал в итоге зал для проведения концерта. Это наглядно иллюстрирует, какая была жопа тогда в стране. Взрослый мужик даже к концу 90-х не понимал, как дальше должно функционировать его ДК и доверял несовершеннолетнему ведение дел на целый вечер.

Буквально спустя пару лет места случайным людям типа меня в музыкальной индустрии не осталось. И это хорошо. Дилетантам нечего делать в бизнесе. Только тогда будет нормальный звук, гостиница, афиши и гонорары для исполнителя. Одним из таких профессионалов оказался Михаил Козырев. Я не случайно поставил заглавным фото Сергея Бодрова с Юлией Чичериной. Её песня звучала летом двухтысячного года из каждого утюга. Как и другие из саундтрека к фильму «Брат 2». И именно Михаил Козырев занимался подборкой групп для легендарного фильма Балабанова. На мой взгляд, это кино дало дорогу последнему всплеску нашего рока. Так же как, несомненно, повлияло и появление «Нашего радио». Это тоже заслуга Козырева.

2


Кто выстрелил в ту пору? Конечно же, Земфира.

3


О, это было уникальное время. Земфира выходила на сцену в платье, и пела вместе с Ильёй Лагутенко занятные песни. Лагутенко, как и она, тоже выстрелил в самом конце 90-х, но фактически большой и увесистой звездой он стал в нулевых.

4


Земфира в тот период была, пожалуй, главной женщиной в русском роке.

5


А вот она вместе со Шнуром. Они в начале нулевых и песни совместные записывали. Сегодня Шнур предпочитает работать с Глюкозой.

6


Ну и на фестивале «Нашествие» он конечно до сих пор выступает. Один из самых увесистых ребят сегодня. Ему и в одиночку по силам собрать стадион.

7


Вот занятное фото. Слева направо тут Анастасия Калманович – продюсер Земфиры в ту пору. Сама Земфира, Маргарита Митрофанова – ди джей с радио и Михаил Козырев.

8


Ну и еще поглядим на молодую Земфиру.

9


Собственно открыв «Наше радио» Козырев сделал с одной стороны благое дело. Вся наша русская рок музыка получила собственную площадку, где можно было себя реализовать. С другой стороны тем самым Козырев наверняка потешил имперские амбиции определенной части аудитории. Формат радио мне не близок. Но как ни крути это важное явление в наших реалиях. При этом Козырев крутил не только новых звёзд. Конечно же, он взял багаж прошлого в лице Бутусова, Кинчева, Шевчука и Цоя. Без этих столпов его станция вряд ли выстрелила бы.

10


Естественно и на фестивали он приглашал всех этих ребят. Вот Юрий поёт в середине нулевых на «Нашествии».

11


А вот братья Самойловы где-то позируют. «Агата Кристи» выстрелили в середине 90-х, и к середине нулевых, в общем-то, успели стать классикой.

12


Попалась вот такая занимательная фотография. Сташевский и Глеб. И тот и тот звёзды. Правда, Влад совсем из другой оперы, но дружбе это не мешало.

13


Немало повлиял на популярность «Агаты Кристи» фильм «Брат 2», но был же еще и фильм «Сёстры». Мелькала группа по нашему каналу «МTV». То есть мы видим, что в нулевых те, кто хотел, могли наконец-то попадать в фильмы, выступать на огромных площадках, светиться в телеэфире музыкального канала и раздавать интервью на специализированном радио. Всё стало выглядеть по-взрослому.

14


Пробежимся по другим известным людям. Вот Линда, которая выпала к тому времени из тяжеловесов по известности, но всё еще была на слуху.

15


А вот Глеб обнимает участника группы «Би-2». Уж кого точно сделал популярным фильм «Брат 2», так это этих ребят. Ну и регулярные эфиры на «Нашем радио» тоже добавили известности.

16


Да, в ту пору их любили многие.

17


Справа можно опознать Васильева.

18


Конечно «Сплин» тоже начинали в 90-х. Они успели выстрелить еще со своим «Орбит без сахара», но в начале нулевых состоялись по-настоящему.

19


«Би-2» и Чичерина. Пожалуй, Юля в ту пору была главной конкуренткой Земфиры.

20


А смотрите, какая забавная-то была изначально.

21


Вспомним еще раз и Лагутенко.

22


Вот он Илья с Михаилом на очередном фестивале. Я был на том мероприятии. 14 лет уж пролетело. С ума сойти.

23


Дельфин. Еще один дядя который крутился тогда и по «Муз ТВ», и по «МTV». Вписывался он и в любые фестивали тех времен.

24


Тоже примечательный снимок. Дельфина опознать легко. Узнаваем и Найк Борзов взлетевший в ту пору со своей «Лошадкой» и «Верхом на звезде». А между ними стоит Александр Петрунин, который придумал музыку к альбому «Звезда» у Дельфина. В том числе и к такому хиту как «Весна». Блестящий гимн ушедшего детства.

25


Бутусов. Уже без своей группы, но в 2004 году её реанимировали для разового выступления на «Нашествии». Увы, из-за дождя я не дождался и свалил в Москву.

26


Галанин, который регулярно мелькает на больших фестивалях.

27


«Ногу свело!» конечно же тоже вписывалось в формат любых мероприятий того времени.

28


Выстрелили благодаря фильму «Брат 2» «Смысловые Галлюцинации».

29


Ну и «Король и Шут» в ту пору тоже взлетели.

30


Сергей Шнуров времен, когда его слушали уже не все.

31


Вот это я видел своими глазами. Отличный концерт был.

32


Конкуренты Шнурова тех времен. На мой конечно взгляд.

33


Совершенно замечательная группа «Brainstorm».

34


И «Здуб ши Здуб».

35


«Пилот».

36


«Океан Эльзы». В начале нулевых звучали везде и много в России.

37


И, в общем-то, заслуженно. Вакарчук умеет делать качественную музыку.

38


«Танцы Минус». Где они сейчас? Взлетели и канули в лету.

39


Была такая группа «Сети».

40


«Тотал».

41


«Буч».

42


Певица Мара.

43


«Мельница».

44


«Сурганова и оркестр».

45


Арефьева.

46


Группа «Наив» и «Блондинка Ксю».

47


Гражданина Филипенко кто-нибудь еще помнит?

48


«Люмен» взлетевшие в ту же пору.

49


Можно сказать, что формат «Нашего радио» или других упомянутых телеканалов ставил узкие рамки и не давал кому-то выступать. Это не так. На том же «Нашествии» играли «Яйцы Фаберже». У группы никогда не было возможности кататься в большие туры по стране из-за узкой направленности музыки, но фестиваль давал возможность увидеть парней сотням людей из далёких городов вроде Тюмени или Омска.

50


Играли на «Нашествии» и «Пурген», и «Психея» и еще куча групп.

51


Занятно конечно, что идёт сет мало кому известной команды из провинции и тут же следом группа «Звери». Которая тоже гремела в нулевых и вызывала лютую ненависть у многих.

52


Что забавно на «Нашем» крутили и Летова.

53


Детище Михаила Козырева благополучно существует и по сей день. Хотя сам он сейчас работает на «Дожде». Уровень журналистики там никакой. Увы.

54


Про формат же современного «Нашествия» я судить не берусь. Важно, что оно по-прежнему собирает десятки тысяч людей. В этом году опять вот будет проходить.

55


Подводя итоги, я могу с уверенностью сказать, что нулевые были золотым временем для нашей рок музыки. Как уже было сказано выше, группы смогли кататься в туры. Выступать на крупных фестивалях и светить лицами по телевизору. Расцвет таких телеканалов как «Муз ТВ» и «MTV» пришёлся на то время. А были рыбы и помельче. «О2 ТВ» и «A one» например.

Кроме «Нашего» радио, было радио «Максимум» и радио «Ультра». Ко всем этим трём станциям приложил руку Козырев. Забавно, но факт. Стоит вспомнить и кучу печатной продукции. Как минимум такие журналы как «NME» и «RS». Первый недолго, но выпускался на русском языке. Сегодня он загнулся и на Западе.

Появился интернет. Группы создавали свои сайты, происходил стремительный круговорот всего и вся. Что любопытно формат «Нашего» радио породил всю эту волну в лице Земфиры или группы «Звери», но параллельно с ними была и совсем другая сцена. «Психея», «П.Т.В.П.», «Jane Air», «Amatory» и еще десятки групп. Это было не локальным явлением. Да, по «Нашему» радио данные коллективы почти не мелькали, но в прессе о них писали. Нельзя сказать, что они существовали в некоем вакууме. Их приглашали на крупные фестивали. Им вручали премии, и самое главное они катались по клубам от Калининграда до Владивостока.

Организовать тур в 90-е для групп такого калибра было бы почти невыполнимой миссией. Это «Алиса» с «Агатой Кристи» могли себе позволить кататься по всей стране, но они и собирали залы-тысячники. Клубов же для двух сотен посетителей попросту не существовало в 90-е. И большинству начинающих музыкантов было некуда податься.

При этом те, кто хотел играть  и дальше в андеграунд, спокойно это делали в нулевые. Выпускали сами по себе альбомы, рассылали их друг другу по почте и варились в собственном соку. Да и деньги спокойно себе зарабатывали. Если возникало такое желание. Ну а на нет и суда нет. Россия вписалась в огромный мир мирового шоу бизнеса. Для кого-то это звучит грустно, но я всегда считал, что рок музыка без индустрии существовать не может. Миф о том, что надо рубиться за идею полная ерунда. Конечно, есть по-настоящему буйные, но их всегда было мало. Да и многие из них запросто пошли бы светиться на радио и телевидении. В деньгах нет ничего плохого. Другой вопрос, что они могут убить творчество, но это тема для отдельного разговора. Ну а на сегодня всё. Интересно ваше мнение относительно ушедшего десятилетия. И спасибо за внимание.




Posts from This Journal by “Гремит моя музыка” Tag


Buy for 60 tokens
Начну с того, что выбор пал на стратокастер родом из Индонезии. Я был нацелен на недорогой, но приличный инструмент для поиска звука. Электрогитара должна была отвечать ряду критериев, правда они были слишком разные. Диапазон интересной мне музыки от джаза до металкора. Иногда блюз, фанк и ска.…

А говорили, что Самойловы , да и все рок- звезды, ширяются герычем. Если бы это было правда- они бы давным давно сторчались, а не пели бы до сих пор.

Может быть и ширялись. Почему нет? Игги Поп вон тоже торчал как скот на белом, а деду уже 71 год, между прочим. Живее всех живых.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Как можно назвать нулевые "золотым временем нашей рок музыки"?
По сравнению с концом 80-х и началом 90-х - полнейший застой и безрыбье.

Я веду речь не о творчестве. Я веду речь о мероприятиях, телевизоре, радио и концертах. Уровень 80-х и тем более 90-х рядом не валялся с нулевыми.

А Ян Николенко из "Сети" сначала играл на флейте в Сплине, а потом ушел в Би-2. Весьма разносторонний и интересный товарищ

Мне у этой группы песня «Смайл» нравилась.

А еще были новогодние Неголубые огоньки, которые делал тот же Козырев. Начну вспоминать - не остановлюсь... А еще были передачи на ТВ, название уже забыла, вел Уткин, сидели шесть ведущих с радиостанций и обсуждали одного исполнителя или группу

«Земля-Воздух» вроде передача Уткина называлась. Хорошая штука. Помню как там «Ленинград» хаяла Ксения Стриж и предрекала, что это группа однодневка. Ошиблась тетя.

(Deleted comment)
"Ночные снайперы" еще. Были популярны примерно в одно время с Земфирой.

Да, были, потом распались на два проекта.

Я впервые услышал Наших, подобрав на улице кассету с саундтреком Брат-2. И с того времени подсел.

Фильм конечно хороший. И саундтрек к нему, великолепен, на мой взгляд. Я отчетливо помню, что он отлично продавался. Я в ту пору обитал в ларьках музыкальных и хорошо помню, что кассеты те шли только в путь. Примерно на уровне группы «Руки Вверх». То есть популяризация была прекрасной. Занятно еще, что туда попала группа «АукцЫон» они вообще не вписывались в остальной формат, но вот попали.

Извините за слишком длинную цитату, но в тему 100%, надеюсь, узнаете откуда

И в тот самый момент в судьбе казалось бы уже окончательно списанного в архив русского рока случился новый поворот. ..
По свидетельству очевидцев чудо произошло в одном из московских мебельных магазинов. Один молодой человек — еще совсем недавно преуспевающий директор столичной FM радиостанции, а теперь временно безработный — вышагивал по торговым площадям и подыскивал себе подходящий диванчик. (Или это был журнальный столик? Я не помню, да это, в сущности, и неважно.) Гораздо важнее то, что в этот момент в кармане у него зазвонил мобильный телефон. Молодой человек поднес к уху трубку и безразлично произнес: «Алло?» В следующее мгновение выражение его лица изменилось: «Да, Борис Абрамович, я слушаю!»..
Когда молодой человек закончил произносить в трубку бесконечные «конечно», «разумеется» и «я согласен» и осмотрелся по сторонам, он с изумлением отметил, что весь персонал салона — консультанты, продавцы, кассиры и охранники — в полном составе выстроился кружком вокруг него и напряженно взирает, словно на упавшего с неба марсианина.
История умалчивает о том, был ли куплен тогда диванчик (или журнальный столик?). Для нее важен тот факт, что в тот вечер на свет появилось «Наше радио». И вместе с ним наступил новый этап в жизни многострадального больного, по имени русский рок, которому реаниматологи никак не давали впасть в утешительную кому.
Говоря о нулевых годах, я не могу удержаться от искушения назвать феномен, который с полной силой проявился в этот период, не иначе как империя троечников...Пятерочники ушли в большую жизнь — желательно нероссийскую, двоечники — полегли костьми на терках и разборках, а вот троечники ждали своего часа — и дождались...
Сменилась не только политическая элита — сменилось также поколение, из которого вербовались музыканты и их слушатели. На место людей, прошедших школу социализации в брежневские и перестроечные годы.. воспринимавших свободу, как болезненное, но необходимое условие существования, пришли те, для кого совок несчастливым образом оказался синонимом уютного, внутриутробного детства, а растительное существование без великих потрясений — наилучшим способом бытия. Империи троечников идеальным образом соответствовала музыка троечников, пропагандируемая «Нашим радио». Музыка, которая могла вызвать из всех мыслимых видов бунта разве что какую-нибудь бестолковую ходынку на очередном пивном фестивале с втаптыванием тинэйджерами тинэйджеров в размокшую от дождя подмосковную грязь.

Отличная цитата. Но не знаю откуда это? Стогов? Или воспоминания самого Козырева?

95% этих исполнителей знаю и слушал, но целенаправленно только Агату Кристи, Дельфина и Ленинград. Потом новой отечественной музыкой совсем перестал интересоваться. Недавно пытался слушать Шнурова. Выключил через пару минут, какая-то херня, извините.

У нас с тобой схожи вкусы. Только к этим трём я еще Летова и АукцЫон добавил бы)

О, ностальжи! Было же времечко! )
Я когда-то любила "Наше радио", до тех пор, пока там не начали вовсю крутить Глюкозу и прочих. Ещё помню, как запретили проводить "Нашествие" после теракта, и музыканты играли прямо в студии, в эфире. Кажись, в 2004-м было, но могу и запамятовать. :-)

2003 год это был. В 2004 я ездил на фест)

Ну, так и есть, вся эта музыка действительно оформилась в тучных нулевых, взяв особенности времени. Наверное там, на переломе тысячелетий, русский рок и перестал быть мне интересен в своем большинстве - я не смог отличать грань между роком и попсой. Да и сейчас не могу.

В тучных нулевых я как раз вообще перестал слушать русскоязычную музыку. Ну разве что Ленинград с Летовым были исключением. Первые доставляли как Сектор газа, а второй шёл на пьянках по инерции. А, ну и еще Дельфина слушал. Весь остальной формат Нашего радио вызывал тошноту. Сейчас я к этому спокойнее стал относиться.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
А потом наступили 10-е и выяснилось, что рок 00-х за редким исключением был и не роком вовсе, о попсой, замаскированной под рок.

Рамки рока и попсы давно уже размыты.

На счёт Лагутенко глупость написал. Он взлетел с "Морской" весной 1997-ом (у нас чуть ли не у пол-группы ФИРМЕННАЯ кассета с этим альбомом была), затем была "Икра" и "Шамора". Я и все мои друзья (рокеры и трансеры) торчали от Мумий Тролля именно в конце 90-ых. А как раз в нулевых Лагутенко начал скатываться в УГ, и к 2005-ому году полностью скатился. Кроме кошачьего кривляния ничего не осталось от первоначального запала и оригинальности.


В общем не убедительный пост. Для меня русский рок это 80-ые и 90-ые, причём оба десятилетия великие (каждое по своему). А нулевые это говно-рок (термин придуман не мной, если что). Отдельные классные альбомы (у той же Земфиры они все 4 классные - 2000, 2002, 2005, 2007) - всего лишь яркое исключение из этого правила.

Ты невнимателен. Я писал не о творчестве.

"Можно сказать, что формат «Нашего радио» или других упомянутых телеканалов ставил узкие рамки и не давал кому-то выступать. Это не так. " Это, блять, ТАК!!!! Открой плейлист Нашего радио и сравни любой день любого года из нулевых. О-ДИ-НА-КО-ВЫ-Е. Даже мудак Козырев признавал это и в оправдание что-то вяло лепетал про рейтинги, давление БАБа и.т.п.
Пы.Сы. подробнее по теме п100 чуть позже

Но ты же не будешь отрицать, что на фестиваль «Нашествие» есть возможность попасть у многих? Наличие Нильса и Ракитина как бы намекает.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Кто же мог подумать, что все так обернётся, все катится под откос, и это тоже

Очень волнительный для меня этот пост. Я родом из Могилёва, это единственный город в РБ, где тогда вещало "Наше радио". Для меня всё это было как окно в большой и загадочный мир рока.
Между прочим, радиопередачи способствовали расширению кругозора. В той же "Чартовой дюжине" между песнями Козырев часто рассказывал какие-то интересные вещи. Многое помню до сих пор.

То что Козырев популяризировал рок музыку это без сомнения. Другой вопрос, что я предпочитал немного другой жанр)

?

Log in

No account? Create an account