?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Тучные нулевые - золотая эпоха для русского рока.
soullaway
1



Недавно мне попалась мысль, что лучшие альбомы русского рока были записаны в 90-е, а не в 80-е. Мысль любопытная и требующая детального анализа. Обязательно сделаю субъективную подборку на эту тему, но сегодня мы поговорим с вами о том, что происходило буквально вчера. И при этом уже успело стать историей.

Заглавие лично мне объяснить очень просто. В 90-х у людей банально не было денег, лишь к концу того десятилетия музыкальная индустрия стала как-то оформляться. В провинции начали появляться клубы, специализированные магазины, где продавали не пиратские кассеты и диски. Группы наконец-то начали ездить в полноценные туры по стране. Появилась аппаратура и нужная для музыки инфраструктура. Нет, конечно, в Питере, Москве или, к примеру, Екатеринбурге всё это было и в середине 90-х. Возможно не самого лучшего качества, но в той или иной форме в этих городах проходили мероприятия. Проходили рок концерты и в совсем мелких городах типа Орла или Брянска. В советских ДК для глухих или слепых, например. Я не юродствую. Эти ДК сохранились и по сей день. И абсолютно все они не предназначены для рок концертов. Там нельзя пить и курить. Нет, конечно, мы все это делали там. Некоторые даже умудрялись вмазываться и заниматься сексом, но это вынужденные меры, потому что не было альтернативы. Альтернатива появилась лишь в нулевые.

В 1999 году я лично ходил к директору ДК «Полёт» в Орле и договаривался о проведении концерта. Мне в ту пору было 15 лет. Я сидел в кабинете у директора в порванных джинсах и уверено говорил, что всё будет хорошо. И директор верил! Наивному сопляку он дал в итоге зал для проведения концерта. Это наглядно иллюстрирует, какая была жопа тогда в стране. Взрослый мужик даже к концу 90-х не понимал, как дальше должно функционировать его ДК и доверял несовершеннолетнему ведение дел на целый вечер.

Буквально спустя пару лет места случайным людям типа меня в музыкальной индустрии не осталось. И это хорошо. Дилетантам нечего делать в бизнесе. Только тогда будет нормальный звук, гостиница, афиши и гонорары для исполнителя. Одним из таких профессионалов оказался Михаил Козырев. Я не случайно поставил заглавным фото Сергея Бодрова с Юлией Чичериной. Её песня звучала летом двухтысячного года из каждого утюга. Как и другие из саундтрека к фильму «Брат 2». И именно Михаил Козырев занимался подборкой групп для легендарного фильма Балабанова. На мой взгляд, это кино дало дорогу последнему всплеску нашего рока. Так же как, несомненно, повлияло и появление «Нашего радио». Это тоже заслуга Козырева.

2


Кто выстрелил в ту пору? Конечно же, Земфира.

3


О, это было уникальное время. Земфира выходила на сцену в платье, и пела вместе с Ильёй Лагутенко занятные песни. Лагутенко, как и она, тоже выстрелил в самом конце 90-х, но фактически большой и увесистой звездой он стал в нулевых.

4


Земфира в тот период была, пожалуй, главной женщиной в русском роке.

5


А вот она вместе со Шнуром. Они в начале нулевых и песни совместные записывали. Сегодня Шнур предпочитает работать с Глюкозой.

6


Ну и на фестивале «Нашествие» он конечно до сих пор выступает. Один из самых увесистых ребят сегодня. Ему и в одиночку по силам собрать стадион.

7


Вот занятное фото. Слева направо тут Анастасия Калманович – продюсер Земфиры в ту пору. Сама Земфира, Маргарита Митрофанова – ди джей с радио и Михаил Козырев.

8


Ну и еще поглядим на молодую Земфиру.

9


Собственно открыв «Наше радио» Козырев сделал с одной стороны благое дело. Вся наша русская рок музыка получила собственную площадку, где можно было себя реализовать. С другой стороны тем самым Козырев наверняка потешил имперские амбиции определенной части аудитории. Формат радио мне не близок. Но как ни крути это важное явление в наших реалиях. При этом Козырев крутил не только новых звёзд. Конечно же, он взял багаж прошлого в лице Бутусова, Кинчева, Шевчука и Цоя. Без этих столпов его станция вряд ли выстрелила бы.

10


Естественно и на фестивали он приглашал всех этих ребят. Вот Юрий поёт в середине нулевых на «Нашествии».

11


А вот братья Самойловы где-то позируют. «Агата Кристи» выстрелили в середине 90-х, и к середине нулевых, в общем-то, успели стать классикой.

12


Попалась вот такая занимательная фотография. Сташевский и Глеб. И тот и тот звёзды. Правда, Влад совсем из другой оперы, но дружбе это не мешало.

13


Немало повлиял на популярность «Агаты Кристи» фильм «Брат 2», но был же еще и фильм «Сёстры». Мелькала группа по нашему каналу «МTV». То есть мы видим, что в нулевых те, кто хотел, могли наконец-то попадать в фильмы, выступать на огромных площадках, светиться в телеэфире музыкального канала и раздавать интервью на специализированном радио. Всё стало выглядеть по-взрослому.

14


Пробежимся по другим известным людям. Вот Линда, которая выпала к тому времени из тяжеловесов по известности, но всё еще была на слуху.

15


А вот Глеб обнимает участника группы «Би-2». Уж кого точно сделал популярным фильм «Брат 2», так это этих ребят. Ну и регулярные эфиры на «Нашем радио» тоже добавили известности.

16


Да, в ту пору их любили многие.

17


Справа можно опознать Васильева.

18


Конечно «Сплин» тоже начинали в 90-х. Они успели выстрелить еще со своим «Орбит без сахара», но в начале нулевых состоялись по-настоящему.

19


«Би-2» и Чичерина. Пожалуй, Юля в ту пору была главной конкуренткой Земфиры.

20


А смотрите, какая забавная-то была изначально.

21


Вспомним еще раз и Лагутенко.

22


Вот он Илья с Михаилом на очередном фестивале. Я был на том мероприятии. 14 лет уж пролетело. С ума сойти.

23


Дельфин. Еще один дядя который крутился тогда и по «Муз ТВ», и по «МTV». Вписывался он и в любые фестивали тех времен.

24


Тоже примечательный снимок. Дельфина опознать легко. Узнаваем и Найк Борзов взлетевший в ту пору со своей «Лошадкой» и «Верхом на звезде». А между ними стоит Александр Петрунин, который придумал музыку к альбому «Звезда» у Дельфина. В том числе и к такому хиту как «Весна». Блестящий гимн ушедшего детства.

25


Бутусов. Уже без своей группы, но в 2004 году её реанимировали для разового выступления на «Нашествии». Увы, из-за дождя я не дождался и свалил в Москву.

26


Галанин, который регулярно мелькает на больших фестивалях.

27


«Ногу свело!» конечно же тоже вписывалось в формат любых мероприятий того времени.

28


Выстрелили благодаря фильму «Брат 2» «Смысловые Галлюцинации».

29


Ну и «Король и Шут» в ту пору тоже взлетели.

30


Сергей Шнуров времен, когда его слушали уже не все.

31


Вот это я видел своими глазами. Отличный концерт был.

32


Конкуренты Шнурова тех времен. На мой конечно взгляд.

33


Совершенно замечательная группа «Brainstorm».

34


И «Здуб ши Здуб».

35


«Пилот».

36


«Океан Эльзы». В начале нулевых звучали везде и много в России.

37


И, в общем-то, заслуженно. Вакарчук умеет делать качественную музыку.

38


«Танцы Минус». Где они сейчас? Взлетели и канули в лету.

39


Была такая группа «Сети».

40


«Тотал».

41


«Буч».

42


Певица Мара.

43


«Мельница».

44


«Сурганова и оркестр».

45


Арефьева.

46


Группа «Наив» и «Блондинка Ксю».

47


Гражданина Филипенко кто-нибудь еще помнит?

48


«Люмен» взлетевшие в ту же пору.

49


Можно сказать, что формат «Нашего радио» или других упомянутых телеканалов ставил узкие рамки и не давал кому-то выступать. Это не так. На том же «Нашествии» играли «Яйцы Фаберже». У группы никогда не было возможности кататься в большие туры по стране из-за узкой направленности музыки, но фестиваль давал возможность увидеть парней сотням людей из далёких городов вроде Тюмени или Омска.

50


Играли на «Нашествии» и «Пурген», и «Психея» и еще куча групп.

51


Занятно конечно, что идёт сет мало кому известной команды из провинции и тут же следом группа «Звери». Которая тоже гремела в нулевых и вызывала лютую ненависть у многих.

52


Что забавно на «Нашем» крутили и Летова.

53


Детище Михаила Козырева благополучно существует и по сей день. Хотя сам он сейчас работает на «Дожде». Уровень журналистики там никакой. Увы.

54


Про формат же современного «Нашествия» я судить не берусь. Важно, что оно по-прежнему собирает десятки тысяч людей. В этом году опять вот будет проходить.

55


Подводя итоги, я могу с уверенностью сказать, что нулевые были золотым временем для нашей рок музыки. Как уже было сказано выше, группы смогли кататься в туры. Выступать на крупных фестивалях и светить лицами по телевизору. Расцвет таких телеканалов как «Муз ТВ» и «MTV» пришёлся на то время. А были рыбы и помельче. «О2 ТВ» и «A one» например.

Кроме «Нашего» радио, было радио «Максимум» и радио «Ультра». Ко всем этим трём станциям приложил руку Козырев. Забавно, но факт. Стоит вспомнить и кучу печатной продукции. Как минимум такие журналы как «NME» и «RS». Первый недолго, но выпускался на русском языке. Сегодня он загнулся и на Западе.

Появился интернет. Группы создавали свои сайты, происходил стремительный круговорот всего и вся. Что любопытно формат «Нашего» радио породил всю эту волну в лице Земфиры или группы «Звери», но параллельно с ними была и совсем другая сцена. «Психея», «П.Т.В.П.», «Jane Air», «Amatory» и еще десятки групп. Это было не локальным явлением. Да, по «Нашему» радио данные коллективы почти не мелькали, но в прессе о них писали. Нельзя сказать, что они существовали в некоем вакууме. Их приглашали на крупные фестивали. Им вручали премии, и самое главное они катались по клубам от Калининграда до Владивостока.

Организовать тур в 90-е для групп такого калибра было бы почти невыполнимой миссией. Это «Алиса» с «Агатой Кристи» могли себе позволить кататься по всей стране, но они и собирали залы-тысячники. Клубов же для двух сотен посетителей попросту не существовало в 90-е. И большинству начинающих музыкантов было некуда податься.

При этом те, кто хотел играть  и дальше в андеграунд, спокойно это делали в нулевые. Выпускали сами по себе альбомы, рассылали их друг другу по почте и варились в собственном соку. Да и деньги спокойно себе зарабатывали. Если возникало такое желание. Ну а на нет и суда нет. Россия вписалась в огромный мир мирового шоу бизнеса. Для кого-то это звучит грустно, но я всегда считал, что рок музыка без индустрии существовать не может. Миф о том, что надо рубиться за идею полная ерунда. Конечно, есть по-настоящему буйные, но их всегда было мало. Да и многие из них запросто пошли бы светиться на радио и телевидении. В деньгах нет ничего плохого. Другой вопрос, что они могут убить творчество, но это тема для отдельного разговора. Ну а на сегодня всё. Интересно ваше мнение относительно ушедшего десятилетия. И спасибо за внимание.




Posts from This Journal by “Гремит моя музыка” Tag

  • Забытые поп звёзды 90-х.

    1 По-хорошему этот пост можно было бы назвать – попса, которая меня не раздражает. Без шуток. Все граждане, представленные в этом…

  • Памятники рок звёздам.

    1 Рок музыка давно уже перестала быть чем-то нетрадиционным. Удивлять она, конечно, по-прежнему может, но былое величие ушло. Прошлые же…

  • Афиши западных рок звёзд.

    1 dubikvit как-то выкладывал афиши наших рок звёзд. Я же сегодня покажу вам, как выглядели афиши импортных исполнителей.…


promo soullaway октябрь 30, 2017 19:33 34
Buy for 50 tokens
Когда в комментариях первый раз мне посоветовали написать книгу по истории нашей рок музыки, я улыбнулся. Потом мне посоветовали это сделать второй раз, третий, пятый. Я задумался. Крепко задумался. Ребята и девчата. Какую я могу написать книгу? Я не очевидец каких-то событий, я незнаком ни с кем,…

А говорили, что Самойловы , да и все рок- звезды, ширяются герычем. Если бы это было правда- они бы давным давно сторчались, а не пели бы до сих пор.

Может быть и ширялись. Почему нет? Игги Поп вон тоже торчал как скот на белом, а деду уже 71 год, между прочим. Живее всех живых.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Как можно назвать нулевые "золотым временем нашей рок музыки"?
По сравнению с концом 80-х и началом 90-х - полнейший застой и безрыбье.

Я веду речь не о творчестве. Я веду речь о мероприятиях, телевизоре, радио и концертах. Уровень 80-х и тем более 90-х рядом не валялся с нулевыми.

(Deleted comment)
А Ян Николенко из "Сети" сначала играл на флейте в Сплине, а потом ушел в Би-2. Весьма разносторонний и интересный товарищ

Мне у этой группы песня «Смайл» нравилась.

А еще были новогодние Неголубые огоньки, которые делал тот же Козырев. Начну вспоминать - не остановлюсь... А еще были передачи на ТВ, название уже забыла, вел Уткин, сидели шесть ведущих с радиостанций и обсуждали одного исполнителя или группу

«Земля-Воздух» вроде передача Уткина называлась. Хорошая штука. Помню как там «Ленинград» хаяла Ксения Стриж и предрекала, что это группа однодневка. Ошиблась тетя.

(Deleted comment)
"Ночные снайперы" еще. Были популярны примерно в одно время с Земфирой.

Да, были, потом распались на два проекта.

Я впервые услышал Наших, подобрав на улице кассету с саундтреком Брат-2. И с того времени подсел.

Фильм конечно хороший. И саундтрек к нему, великолепен, на мой взгляд. Я отчетливо помню, что он отлично продавался. Я в ту пору обитал в ларьках музыкальных и хорошо помню, что кассеты те шли только в путь. Примерно на уровне группы «Руки Вверх». То есть популяризация была прекрасной. Занятно еще, что туда попала группа «АукцЫон» они вообще не вписывались в остальной формат, но вот попали.

Извините за слишком длинную цитату, но в тему 100%, надеюсь, узнаете откуда

И в тот самый момент в судьбе казалось бы уже окончательно списанного в архив русского рока случился новый поворот. ..
По свидетельству очевидцев чудо произошло в одном из московских мебельных магазинов. Один молодой человек — еще совсем недавно преуспевающий директор столичной FM радиостанции, а теперь временно безработный — вышагивал по торговым площадям и подыскивал себе подходящий диванчик. (Или это был журнальный столик? Я не помню, да это, в сущности, и неважно.) Гораздо важнее то, что в этот момент в кармане у него зазвонил мобильный телефон. Молодой человек поднес к уху трубку и безразлично произнес: «Алло?» В следующее мгновение выражение его лица изменилось: «Да, Борис Абрамович, я слушаю!»..
Когда молодой человек закончил произносить в трубку бесконечные «конечно», «разумеется» и «я согласен» и осмотрелся по сторонам, он с изумлением отметил, что весь персонал салона — консультанты, продавцы, кассиры и охранники — в полном составе выстроился кружком вокруг него и напряженно взирает, словно на упавшего с неба марсианина.
История умалчивает о том, был ли куплен тогда диванчик (или журнальный столик?). Для нее важен тот факт, что в тот вечер на свет появилось «Наше радио». И вместе с ним наступил новый этап в жизни многострадального больного, по имени русский рок, которому реаниматологи никак не давали впасть в утешительную кому.
Говоря о нулевых годах, я не могу удержаться от искушения назвать феномен, который с полной силой проявился в этот период, не иначе как империя троечников...Пятерочники ушли в большую жизнь — желательно нероссийскую, двоечники — полегли костьми на терках и разборках, а вот троечники ждали своего часа — и дождались...
Сменилась не только политическая элита — сменилось также поколение, из которого вербовались музыканты и их слушатели. На место людей, прошедших школу социализации в брежневские и перестроечные годы.. воспринимавших свободу, как болезненное, но необходимое условие существования, пришли те, для кого совок несчастливым образом оказался синонимом уютного, внутриутробного детства, а растительное существование без великих потрясений — наилучшим способом бытия. Империи троечников идеальным образом соответствовала музыка троечников, пропагандируемая «Нашим радио». Музыка, которая могла вызвать из всех мыслимых видов бунта разве что какую-нибудь бестолковую ходынку на очередном пивном фестивале с втаптыванием тинэйджерами тинэйджеров в размокшую от дождя подмосковную грязь.

Отличная цитата. Но не знаю откуда это? Стогов? Или воспоминания самого Козырева?

95% этих исполнителей знаю и слушал, но целенаправленно только Агату Кристи, Дельфина и Ленинград. Потом новой отечественной музыкой совсем перестал интересоваться. Недавно пытался слушать Шнурова. Выключил через пару минут, какая-то херня, извините.

У нас с тобой схожи вкусы. Только к этим трём я еще Летова и АукцЫон добавил бы)

О, ностальжи! Было же времечко! )
Я когда-то любила "Наше радио", до тех пор, пока там не начали вовсю крутить Глюкозу и прочих. Ещё помню, как запретили проводить "Нашествие" после теракта, и музыканты играли прямо в студии, в эфире. Кажись, в 2004-м было, но могу и запамятовать. :-)

2003 год это был. В 2004 я ездил на фест)

Ну, так и есть, вся эта музыка действительно оформилась в тучных нулевых, взяв особенности времени. Наверное там, на переломе тысячелетий, русский рок и перестал быть мне интересен в своем большинстве - я не смог отличать грань между роком и попсой. Да и сейчас не могу.

В тучных нулевых я как раз вообще перестал слушать русскоязычную музыку. Ну разве что Ленинград с Летовым были исключением. Первые доставляли как Сектор газа, а второй шёл на пьянках по инерции. А, ну и еще Дельфина слушал. Весь остальной формат Нашего радио вызывал тошноту. Сейчас я к этому спокойнее стал относиться.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
А потом наступили 10-е и выяснилось, что рок 00-х за редким исключением был и не роком вовсе, о попсой, замаскированной под рок.

Рамки рока и попсы давно уже размыты.

На счёт Лагутенко глупость написал. Он взлетел с "Морской" весной 1997-ом (у нас чуть ли не у пол-группы ФИРМЕННАЯ кассета с этим альбомом была), затем была "Икра" и "Шамора". Я и все мои друзья (рокеры и трансеры) торчали от Мумий Тролля именно в конце 90-ых. А как раз в нулевых Лагутенко начал скатываться в УГ, и к 2005-ому году полностью скатился. Кроме кошачьего кривляния ничего не осталось от первоначального запала и оригинальности.


В общем не убедительный пост. Для меня русский рок это 80-ые и 90-ые, причём оба десятилетия великие (каждое по своему). А нулевые это говно-рок (термин придуман не мной, если что). Отдельные классные альбомы (у той же Земфиры они все 4 классные - 2000, 2002, 2005, 2007) - всего лишь яркое исключение из этого правила.

Ты невнимателен. Я писал не о творчестве.

"Можно сказать, что формат «Нашего радио» или других упомянутых телеканалов ставил узкие рамки и не давал кому-то выступать. Это не так. " Это, блять, ТАК!!!! Открой плейлист Нашего радио и сравни любой день любого года из нулевых. О-ДИ-НА-КО-ВЫ-Е. Даже мудак Козырев признавал это и в оправдание что-то вяло лепетал про рейтинги, давление БАБа и.т.п.
Пы.Сы. подробнее по теме п100 чуть позже

Но ты же не будешь отрицать, что на фестиваль «Нашествие» есть возможность попасть у многих? Наличие Нильса и Ракитина как бы намекает.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Кто же мог подумать, что все так обернётся, все катится под откос, и это тоже

Очень волнительный для меня этот пост. Я родом из Могилёва, это единственный город в РБ, где тогда вещало "Наше радио". Для меня всё это было как окно в большой и загадочный мир рока.
Между прочим, радиопередачи способствовали расширению кругозора. В той же "Чартовой дюжине" между песнями Козырев часто рассказывал какие-то интересные вещи. Многое помню до сих пор.

То что Козырев популяризировал рок музыку это без сомнения. Другой вопрос, что я предпочитал немного другой жанр)