?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Летопись первых панков на руинах СССР.
soullaway
1




«Сколько надо панков, что бы вкрутить лампочку? Трое. Один будет вкручивать, двое других будут его ругать, что он продался системе». Подобные вещи сегодня у меня могут вызывать улыбку. В нежном же подростковом возрасте было не до улыбок. Наслушавшись творчества Егор Летова и «Sex Pistols» молодые люди всерьёз думали, что выбривая ирокезы борются с системой.

Шучу. Никто так не думал. Или думал? И что же всё-таки это было? Что бы ответить на эти вопросы необходимо откатиться в историю. И тут, как ни крути, мы упрёмся в Прибалтику.

Знаете ведь расхожее клише, что наша родина – СССР? Но СССР в Вильнюсе и СССР в Воркуте совсем не одно и то же. Прибалтика очень сильно отличалась от всей остальной страны и естественно музыкальная культура тут была совсем иной. Смотрите, какой трогательный снимок. Все ведь застали такие электрички. 

2


Собственно и заглавное фото сделано в Талине в 1989 году. Ничего подобного не было тогда за пределами Прибалтики.

3


4


Прибалтику иногда именуют витриной СССР. Мол, там и жили богаче, и дышалось свободнее. Всё это вопросы дискуссионные. Но то, что общество в Прибалтике было терпимее, чем по всей остальной стране точно. Во всяком случае, аналогичных снимков из других городов найти, почти не удастся.

5


6


Конечно, не все там ходили с ирокезами. Были там и вот такие молодые люди. Скорее даже с ирокезами ходило меньшинство.

7


Но панками первопроходцами в Стране Советов точно были молодые люди из Вильнюса или Талина.

8


9


Ну а уж к концу 80-х гребешки там расплодились в неимоверных количествах.

10


11


12


Я достаточно много видел фотографий неформалов Москвы и Питера конца 80-х. Ещё больше я читал чьих-то воспоминаний. Но при всём уважении к жителям наших двух мегаполисов стоит признать, что панки в ту пору в России выглядели скорее как-то так. Не знаю, где именно сделан этот снимок. Возможно даже, что это начало 90-х. Но он очень похож на другие фотографии конца 80-х.

13


Наверное, логично будет сказать, что первая волна панков в России пришлась на самый конец 80-х и первые годы 90-х. И с моей точки зрения это были действительно опасные ребята. Панки первой волны жили вне каких-то общественных догм и норм. Естественно присутствовал и мелкий криминал. В общем-то, панк на тот момент это был действительно элемент не вписывающийся никуда. Радикальные, злые и дерзкие.

Возвращаясь к вопросам, поставленным мною в самом начале, я бы сказал, что дело было не в разрушении системы. Мало кто верил в 89 году, что СССР прекратит своё существование. Тут скорее дело в том, что люди сознательно становились антисоциальными элементами, и для многих это не было игрой. Нельзя было сегодня выбрить ирокез, а завтра одеть костюм и потопать в НИИ. Отсюда и все эти татуировки на лице. Конечно, всякое бывало, ведь все люди разные, но в целом панки выбирали жизнь в андеграунде навсегда.

14


15


16


Выглядели же панки в ту пору как-то так. Снимок сделан в так называемой трубе на «Пушкинской». То есть в переходе к метро. 1991 год Москва.

17


Ну а вот уже и первые ребята носившие ирокезы в столице.

18


Перед подготовкой этой подборки снимков я довольно много читал воспоминаний старых неформалов. Мне очень запомнилась фраза одного из них: «Фуфла не терпели. Проиграл в карты – набивай татуировку». Это очень показательный комментарий. И корни его стоит искать в тюремной среде. Ведь это пошло оттуда «Карточный долг – святое». Опять же любопытен и сам момент, что панки играли в карты, да ещё и на татуировки. Конечно, на основании этого не стоит делать вывод, что все поголовно сидели и резались в азартные игры. Но это такой штрих к портрету.     

19


К сожалению никто, до сих пор так и не смог проанализировать историю всего движения в целом. Единственная известная мне попытка снять документально кино лежит здесь. Увы, но кино вышло очень бледным и неубедительным. Там рассматривают лишь небольшой срез одной локальной тусовки. Это с одной стороны, а с другой критиковать что-то легко. Сделать же что-то самому куда сложнее. Во всяком случае, небольшой документ эпохи мы имеем и это хорошо.

Я надеюсь, что найдётся человек, который попробует поднять какие-то архивные фотографии, опросит ещё живых очевидцев и сделает свой хороший фильм. Расширенную версию так сказать. Тема-то благодатная. Ну, или напишет хорошую, увесистую книгу. Правда на это остаётся не так уж и много времени. Читая топики в соответствующих сообществах, я обратил внимание на беседы в духе – «А он тебе уже не ответит. Всё». При этом стоит учитывать, что многие умерли еще в 90-е.

На снимке же предположительно некто Жук. 1992 год. Вроде как первый человек, проколовший себе нос в Москве. К слову не надо воспринимать все, что я здесь пишу как истину. Данных не так-то уж и много у меня.


20


Это снимок с концерта предположительно 1992 года. На сцене вроде бы «Монгол Шуудан».

21


Снова 1992 год. Ничего особенного. Просто человек дышит клеем. Судя по всему, фотографию делал журналист. Качество больно уж хорошее.

22


Это я так думаю из того же фотосета снимок. Панки, жившие в сквоте где-то в центре Москвы.

23


Явно кадр из той же квартиры. Не сомневаюсь, что в архивах некоторых наших газет и журналов лежат пачки фотографий той эпохи. По воспоминаниям опытных передовиков многие из них позировали со шприцами перед журналистами. В шприцах часто была обычная вода. Однако это никак не отменяет того, что здесь же рядом с Арбатом на Лубянке торговали Салутаном и Кетамином. Опять же никак эта тема нигде у нас толком не отражена. Ну, разве что Баян Ширянов оставил памятник в литературе под вывеской «Низжий Пилотаж».

Меж тем материал там очень благодатный. Про наркотики Москвы и Питера того времени можно было сделать увесистую книгу или хорошее документальное кино. На центральных каналах как я понимаю сейчас подобные темы не принято поднимать, но закрыв глаза, не заставишь историю исчезнуть.

24


1993 год. Судя по подписям к снимкам, это некая Карина и Арза. Весьма опасные дамы первой волны арбатских панков. Про Карину не знаю ничего. А Арза несколько лет назад умерла. Итог печален. Фактически она спилась.

25


Ещё панки из 1993 года.

26


27


Это уже пошёл 1994 год.

28


29


Как я понимаю эти снимки уже середины 90-х.

30


31


32


33


Естественно многих людей с этих фотографий уже нет в живых.

34


35


36


К 1995 году состав тусовки естественно сменился. Хотя часть старой гвардии всё так же обитала на Арбате. Здесь ещё интересный момент, что существовало несколько мест, где собирались панки. И панки с Арбата это совсем не то, что панки, обитавшие в бункере у Лимонова. Плюс своя тема была в Подмосковье, на Китай-Городе, и естественно во всяких местах типа Марьино или Медведково.

37


38


Снимок 1995 года. Возле кинотеатра «Байконур».

39


А это отдельная туса на Чистых прудах. 1996 год.

40


Снимок 1996 года. Насколько я знаю, троих с этого снимка нет в живых. Девушка, смотрящая в кадр, пропала без вести. Других сгубил алкоголь и наркотики.

41


Старые автобусы. Зима 1996. Владыкино.

42


43


Тоже середина 90-х. Здесь человек в зубах держит шприц уже не для журналистов. Он к слову вроде как жив. Кетамин в то время был весьма распространённой штукой в столице. Интересно, что моём провинциальном Орле в ту пору больше торчали на героине.

44


Очередные юноши в середине 90-х. Для ребят из 92 года они были бы, скорее всего пионерами. Так называли вновь пришедших. Занятно, что не было никакого братства среди неформалов. Казалось бы, на первый взгляд ну раз люди слушают определенную музыку, одинаково одеваются, то должна работать система свой-чужой. Но нет. Ничего этого не было и в помине. Как сказал один из моих собеседников: «Про великую московскую панк тусовку надо знать лишь одно – её никогда не было».

Что бы оказаться на Арбате, надо было обладать определенными качествами. И смелость там стояла далеко не на последнем месте. С пионеров же олдовые тусовщики могли и денег стрясти и косуху снять. По сути, панки той, первой волны мало чем отличались от гопников. И это тоже любопытный момент. Сращивание с криминалом и урками имело место быть.

45


46


47


48


И, тем не менее молодежь упорно, в течение целого десятилетия продолжала увлекаться одной и той же музыкой. Интересно, что «Sex Pistols» распались в 1978 году, а в России спустя 20 лет их кассеты затирались до дыр.

49


Снимок из Царицыно. 1997 год.

50


К слову персонаж с фотографии выше жив до сих пор. Упорно следует заветам молодости. Не встречали этот знаменитый снимок?

51


Интересное вот воспоминание у меня всплыло. Почему-то у некоторых далёких от музыки людей существовала вера, что в панки каким-то образом принимают. Кто-то всерьёз думал, что надо было переночевать в мусорном баке. Кто-то рассказывал про игру баскетбол. Суть в том, что новобранец становился в центре полукруга, а старые плевали ему в рот. Слышал я и о других видах развлечений у панков. Вроде игры в веснушки. На кучу экскрементов кидался камень, а брызги должны были попасть на лицо рядом сидящих. Побеждал тот, у кого веснушек было больше всего.

Подобные ритуалы естественно никто не проводил. Этот бред может быть кто-то и выдумывал из первых панков, но это всё очень похоже на тюремные разводки для новичков. Подписываясь на такое, человек автоматически никогда бы не обрёл авторитета и скорее всего, стал бы изгоем среди своих.

Вы всерьёз верите, что кто-то из людей с фотографий стал бы участвовать в таких развлечениях? Я лично нет. Как пример приведу Константина Ступина. Определенно панк первой волны. В общей сложности провёл за решёткой 10 лет. С ним я не общался, но пересекался с человеком, который сидел со Ступой. По его воспоминаниям Ступа был правильным и авторитетным зеком. Его уважали. Обрёл бы он авторитет ночуя в мусорке? Не смешите меня. 

52


Другой вопрос, что панки много пили и употребляли наркотики. Естественно это было частью субкультуры.

53


54


К середине нулевых возникло слово позёр. Вот на фото 1997 года позёр? Вряд ли.

55


Так же в обиход вошло слово – говнарь. Но никто чётко не может объяснить по сей день, что это такое. По большей части туда относят поклонников творчества группы «Король и Шут». Да, к концу 90-х сформировалась наша собственная панк сцена. Немалая заслуга в этом таких сборников как «Панк революция». Но стоит ли записывать поклонников такой музыки в говнари? Определенно нет. Да и глядя на образ жизни Горшка как-то не рискну я сказать, что он был говнарь. Так же не стал бы я называть и Сида из «Тараканов». Человек кстати успел тоже отмотать срок.

Естественно я не клоню к тому, что посещение тюрьмы автоматически поднимает человека в моих глазах. Я веду речь о том, что панки 90-х были внутренне готовы к такому развитию событий. Насколько вообще можно было быть готовым к подобным вещам. И это не было исключительной ситуацией.

56


Как я понимаю, большей части публики было наплевать на исполнителей со сборника «Панк революция». Никто из групп оттуда не создавал религию как, например Егор Летов. По всей стране были десятки групп подавляющее большинство из которых естественно канули в лету. Это был такой выплеск энергии уместный в конкретное время и в конкретном месте. Но заслуга всех этих «Тараканов» и «Пургенов» в том, что они дали новый приток молодежи. Возможно, вот тогда к концу 90-х и произошёл некий раздел между панками. Молодежь стала слишком травоядной, а олдовые же тусовщики казались ей слишком радикальными.

57


В нулевых же и вовсе развелось куча каких-то вегетарианцев ведущих здоровый образ жизни. Опять же часть панков вдруг стала антифашистами, символика анархии стала не протестом, а как раз напротив частью внутренней системы. Так же как и свастика. Вообще политики стало слишком много и это печально.

58


Если сравнивать панков первой волны и тех, кто пришёл им на смену под конец 90-х то отчётливо видно, что для первопроходцев панк рок был чем-то сродни полного отрицалова любых догм. Молодежь же, условно говоря, из третьей волны выстроила свою систему ценностей. То, что происходит сейчас анализировать и вовсе сложно.

Я читал странные комментарии в адрес людей набивавших себе татуировки на лице. Как правило, оскорбительные. На мой взгляд, это парадокс. Старички ведь жили абсолютно в иное время и имели совсем другую систему ценностей. И вместо элементарного уважения к ним некоторые индивидуумы считают, что как раз те панки позор. Старички же отвечают взаимностью. Считая молодняк позёрами и просто модниками. Отчасти правы и первые и вторые. Так же как отчасти и те и другие неправы.

Я же не могу занимать чью-то сторону. Для меня люди с фотографий представляют в первую очередь исторический интерес. Хотели они того или нет, но в итоге все они стали историей. И не просто историей из соседнего двора, а увесистой и очень убедительной. Мне бы очень не хотелось, что бы их забыли, и панки 90-х канули в лету. На мой взгляд, они важная часть нашей культуры. Яркие, дерзкие и идущие до конца.

Напоследок вспомним ещё один анекдот. Панк пишет в редакцию газеты письмо. Я живу на помойке, питаюсь оттуда же, одеваюсь там же. Не моюсь, не стригусь и даже вот задницу вытер этим письмом. Так что я главный панк. Через месяц ему приходит короткий ответ – настоящие панки жопу не вытирают.

Как ни странно, но этот анекдот правдоподобен. Здесь, как и в любой другой истории про панков правда одновременно и есть, и одновременно нет. Я лично знал пару ребят с ирокезами, от которых постоянно воняло как из помойки. Один из них принципиально не чистил зубы. Последний раз, когда я его видел он еле ходил. Алкоголь его совсем доконал. Недавно он умер. Но я знавал и других ребят. Панки они же, как и мы все разные. Ну а про так называемую трушность не мне судить.

Данная подборка фотографий ничему не учит и ни к чему не призывает. Скорее это попытка посмотреть на культурное явление. Я уже делал как-то подборку фотографий наших пёстрых граждан, но там по большей части снимки из 00-х. Здесь же я ограничился более давними временами. Хотя как давними? Всё в этом мире относительно.

На сегодня же всё и спасибо вам за внимание.


Posts from This Journal by “Гремит моя музыка” Tag

  • Дэн Martinez забравший время с собой.

    Гроб был полностью завален тюльпанами. На поворотах бутоны цветов вздрагивали, и вместе с ними вздрагивал я. Мы ехали в душном автобусе на…

  • Книги о рок музыке.

    1 Увлёкся я тут чтением всяких мемуаров от рок музыкантов. Ну и решил подборку небольшую сделать по книгам. Если бы меня спросили совета…

  • «Ленинград» в Калининграде.

    Для того что бы устраивать концерт посреди недели нужна определенная смелость. У организаторов концерта в Калининграде она есть. Однако, на мой…


promo soullaway october 30, 2017 19:33 34
Buy for 50 tokens
Когда в комментариях первый раз мне посоветовали написать книгу по истории нашей рок музыки, я улыбнулся. Потом мне посоветовали это сделать второй раз, третий, пятый. Я задумался. Крепко задумался. Ребята и девчата. Какую я могу написать книгу? Я не очевидец каких-то событий, я незнаком ни с кем,…

1 нах!
в Щелковском районе :)

Знакомых персонажей нет на снимках?)

1989-й? Да ладно )) Мы начесывались и раскрашивались ещё в 1987-м. А фильм "Взломщик" когда вышел? Там уже этих панков было навалом. Значит искать их надо не в Прибалтике, а на Рубинштейна 13 ) Кстати, вообще не идейный панк был. Просто молодежный такой типа протест. Обычная молодежная мода. Модно было бы лысым ходить, ходили бы лысыми. Сейчас бородатыми ходят.

На фоне граждан из Прибалтики питерские панки конца 80-х бледно выглядели. На мой взгляд.

Свастики и зиги доставляют. Мама Анархия, ага.

Edited at 2019-02-13 09:02 am (UTC)

Я вот такую вещь скажу, которая многим, наверное, не понравится. Но свастика и сейчас была бы радикальным символом протеста. За неё можно срок схлопотать. И по морде получить. Естественно я не националист и не фа, но и те панки в 90-х тоже были далеки от политики. Это скорее была именно форма самовыражения. То есть эстетика и атрибутика для эпатажа, а не какая-то там пропаганда или идеология.

Да, я уже из другого поколения и в нулевых застал лишь бледное подражание этому.

Что касается неферов в Прибалтике, то как мне объясняли, это влияние эмигрантской диаспоры, с которой неофициальные связи по каким-то каналам поддерживались всё советское время. Литва больше славилась хиппи, причём ещё в 1970-х. Даже про Каланту мне Глеб кое-что интересное рассказывал, но здесь повторять не буду, думаю Глеб сам скоро явится.

Я в конце 90-х видел в Орле деятеля, у которого на одной щеке был череп с ирокезом набит, а на другой свастика. Как раз вот старая олдовая школа. Честно скажу, что меня такие дяди настораживали в том нежном возрасте. Я-то с точки зрения многих не был так сказать тру. Всегда существовала черта, которую я не переступал.

Довольно колоритные фото - где обычные советские квартиры и буквально новое время врывается в казалось бы незыблемое. Да, целая эпоха была.

Вот с удовольствием глянул бы документальное кино по той эпохе)

Есть такой широко известный в узких круга персонаж - Жабер.
Его фейсбук - https://www.facebook.com/zhaber.twoopunk
Там собственно и фотки забавные есть. Ну а так, если есть желание, напиши ему, пообщайся. :)

Это ж легендарная личность. Он даже в кино «Копейка» снимался. Сейчас увлекается велосипедами, но одевается по-прежнему как в молодости.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

"Ничего особенного. Просто человек дышит клеем."
Сказано так, как будто "ничего особенного, просто человек дышит свежим воздухом". А то, что человека не станет через короткое время? Это как сказать - ничего особенного, просто человек прыгает под поезд, такая естественная картина для каждого утра в час пик, знаете - кто-то в поезд садится, кто-то самоубивается.

Edited at 2019-02-16 10:02 am (UTC)

Поклонники Летова были панками или нет? Так до сих пор и не смог ответить на этот вопрос.

Куда занимательнее вопрос, а были ли панками поклонники группы Сектор Газа?:-)

Во, а эти Карина и Арза как раз те самые девчонки, с которыми я постил свою фотку в комментариях к прошлому посту.

Арза банально спилась, как я понял. Удивили её татуировки на бровях и губах. Но это видимо не в 90-х было набито? А Карина интересно куда делась? Ну и я так понимаю и Чирик и Жабер тоже знакомы?

(Deleted comment)
Точно слушали. Даже под конец 90-х такое было. Вообще панки очень неоднородное сообщество. Да и даже не сообщество, а куча мелких локальных тусовок. Одни Шуудана слушали, а другие только The Exploited.

В 78-м попал на концерт Propeller в Тарту на Певческом поле.
Годный панк рок,  отличный драйв, среди публики аутентичных панков было немного, но были.


Я читал, что кто-то видел и дядю с ирокезом на олимпиаде 80. Но вот снимков, к сожалению, не встречалось мне.

"Собственно и заглавное фото сделано в Талине в 1989 году. Ничего подобного не было тогда за пределами Прибалтики" - в 1988 я был в Питере и видел панка с огромным оранжевым ирокезом. В Кишиневе кстати по слухам был чувак который выбрил ирокез в 1982.

Единичные случаи, конечно, имели место быть. Но судя по всему в Прибалтике панков элементарно было больше. Кстати вот Кишинев для меня город загадка. С ходу и не помню, что б читал там о каких-либо концертах в конце 80-х. Я не говорю о панках, а хотя бы о таких ребятах как Кино или там Алиса.

В Кишиневе почему-то тяготение к тяжелому року всегда было - возможно из-за Валерия Гаины, приезжали же еще в 80-е Черный Кофе, опять таки Круиз выступал, потом Ария, Мастер, КМ и т.п. А местные группы на 99% всегда были унылым говном типа Модеста или Куйбула. Потом уже появился попсоватый Здоб ши Здуб, который изначально был чуть не панком.

Интересно. Спасибо. Здубов-то я, конечно знаю, но то уже 90-е. Либо самое начало 00-х. Одно время как-то прям вокруг повально их все слушали.

Ну, алкашей, босяков и гопников на Руси всегда хватало (можно на сей счёт почитать хотя бы Гиляровского о Хитровке); а то, что они в какой-то своей части в какой-то момент времени вздумали внешне мимикрировать под импортную субкультуру - мало меняет в сути вопроса. Не рассматриваем же мы в качестве исторического феномена дворовых алкоголиков.
Панк сам по себе изначально был довольно отчаянным, бессмысленным и внешним движением, и когда разочарованный собственной эволюцией Пит Тауншенд, явившись пьяным в лондонский Speakeasy и застав там Стива Джонса и Пола Кука из Секс Пистолз, принялся внушать им о том, что рок-революция теперь в их руках - он был крайне разочарован разговором: те, наоборот, заверяли его в своей любви к The Who и расписывались в полном остутствии сколько-нибудь более масштабных, чем "наколотить бабла и трахать девок" идеалов. Джонни Роттен, при всей своей бескомпромисности быстренько женился на богатой, и мог внешне спокойно давать бескомпромиссного и далее - чем и занимался последующие 40 (!) лет. А легендарный Сид Вишез был по сути полным нулём творчески; чисто "икона стиля", так сказать. И это, собственно, пророки движения из самого его эпицентра. Что уж говорить о подражателях.


Edited at 2019-02-13 10:33 am (UTC)

Если внимательно читать книгу «Прошу убей меня», то как раз Секс Пистолс там считают убийцей идеи. Они-то были не первыми. Влиятельными да, но не первыми. Ну и опять же не стоит списывать со счетов таких ребят как Эксплоитед и Дед Кеннедис. А так же рыб помельче.

К слову об алкашах. Эту тему увековечил Венедикт Ерофеев.

Edited at 2019-02-13 10:37 am (UTC)

Это сколько надо времени тратить каждый день на причёску? Просыпается такой адепт панка, ирокез набок естественно. Стоит перед зеркалом, поправляет, выправляет, смазывает какими-то соплями, чтобы торчало веселее. Смотрит, оценивает. Нет, надо ещё намазать - хреново торчит и не под тем углом. Ещё помазал. Опять стоит оценивает. В течение дня в каждой витрине вольно или невольно ищет своё отражение, чтобы удостовериться, что петушатник на голове не покосился.

Леди Гага и певица Мадонна, ей богу. Короче, брось вызов системе - насри в штаны.

Всегда вызывали удивление люди вроде вас.