?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Летопись первых панков на руинах СССР.
soullaway
1




«Сколько надо панков, что бы вкрутить лампочку? Трое. Один будет вкручивать, двое других будут его ругать, что он продался системе». Подобные вещи сегодня у меня могут вызывать улыбку. В нежном же подростковом возрасте было не до улыбок. Наслушавшись творчества Егор Летова и «Sex Pistols» молодые люди всерьёз думали, что выбривая ирокезы борются с системой.

Шучу. Никто так не думал. Или думал? И что же всё-таки это было? Что бы ответить на эти вопросы необходимо откатиться в историю. И тут, как ни крути, мы упрёмся в Прибалтику.

Знаете ведь расхожее клише, что наша родина – СССР? Но СССР в Вильнюсе и СССР в Воркуте совсем не одно и то же. Прибалтика очень сильно отличалась от всей остальной страны и естественно музыкальная культура тут была совсем иной. Смотрите, какой трогательный снимок. Все ведь застали такие электрички. 

2


Собственно и заглавное фото сделано в Талине в 1989 году. Ничего подобного не было тогда за пределами Прибалтики.

3


4


Прибалтику иногда именуют витриной СССР. Мол, там и жили богаче, и дышалось свободнее. Всё это вопросы дискуссионные. Но то, что общество в Прибалтике было терпимее, чем по всей остальной стране точно. Во всяком случае, аналогичных снимков из других городов найти, почти не удастся.

5


6


Конечно, не все там ходили с ирокезами. Были там и вот такие молодые люди. Скорее даже с ирокезами ходило меньшинство.

7


Но панками первопроходцами в Стране Советов точно были молодые люди из Вильнюса или Талина.

8


9


Ну а уж к концу 80-х гребешки там расплодились в неимоверных количествах.

10


11


12


Я достаточно много видел фотографий неформалов Москвы и Питера конца 80-х. Ещё больше я читал чьих-то воспоминаний. Но при всём уважении к жителям наших двух мегаполисов стоит признать, что панки в ту пору в России выглядели скорее как-то так. Не знаю, где именно сделан этот снимок. Возможно даже, что это начало 90-х. Но он очень похож на другие фотографии конца 80-х.

13


Наверное, логично будет сказать, что первая волна панков в России пришлась на самый конец 80-х и первые годы 90-х. И с моей точки зрения это были действительно опасные ребята. Панки первой волны жили вне каких-то общественных догм и норм. Естественно присутствовал и мелкий криминал. В общем-то, панк на тот момент это был действительно элемент не вписывающийся никуда. Радикальные, злые и дерзкие.

Возвращаясь к вопросам, поставленным мною в самом начале, я бы сказал, что дело было не в разрушении системы. Мало кто верил в 89 году, что СССР прекратит своё существование. Тут скорее дело в том, что люди сознательно становились антисоциальными элементами, и для многих это не было игрой. Нельзя было сегодня выбрить ирокез, а завтра одеть костюм и потопать в НИИ. Отсюда и все эти татуировки на лице. Конечно, всякое бывало, ведь все люди разные, но в целом панки выбирали жизнь в андеграунде навсегда.

14


15


16


Выглядели же панки в ту пору как-то так. Снимок сделан в так называемой трубе на «Пушкинской». То есть в переходе к метро. 1991 год Москва.

17


Ну а вот уже и первые ребята носившие ирокезы в столице.

18


Перед подготовкой этой подборки снимков я довольно много читал воспоминаний старых неформалов. Мне очень запомнилась фраза одного из них: «Фуфла не терпели. Проиграл в карты – набивай татуировку». Это очень показательный комментарий. И корни его стоит искать в тюремной среде. Ведь это пошло оттуда «Карточный долг – святое». Опять же любопытен и сам момент, что панки играли в карты, да ещё и на татуировки. Конечно, на основании этого не стоит делать вывод, что все поголовно сидели и резались в азартные игры. Но это такой штрих к портрету.     

19


К сожалению никто, до сих пор так и не смог проанализировать историю всего движения в целом. Единственная известная мне попытка снять документально кино лежит здесь. Увы, но кино вышло очень бледным и неубедительным. Там рассматривают лишь небольшой срез одной локальной тусовки. Это с одной стороны, а с другой критиковать что-то легко. Сделать же что-то самому куда сложнее. Во всяком случае, небольшой документ эпохи мы имеем и это хорошо.

Я надеюсь, что найдётся человек, который попробует поднять какие-то архивные фотографии, опросит ещё живых очевидцев и сделает свой хороший фильм. Расширенную версию так сказать. Тема-то благодатная. Ну, или напишет хорошую, увесистую книгу. Правда на это остаётся не так уж и много времени. Читая топики в соответствующих сообществах, я обратил внимание на беседы в духе – «А он тебе уже не ответит. Всё». При этом стоит учитывать, что многие умерли еще в 90-е.

На снимке же предположительно некто Жук. 1992 год. Вроде как первый человек, проколовший себе нос в Москве. К слову не надо воспринимать все, что я здесь пишу как истину. Данных не так-то уж и много у меня.


20


Это снимок с концерта предположительно 1992 года. На сцене вроде бы «Монгол Шуудан».

21


Снова 1992 год. Ничего особенного. Просто человек дышит клеем. Судя по всему, фотографию делал журналист. Качество больно уж хорошее.

22


Это я так думаю из того же фотосета снимок. Панки, жившие в сквоте где-то в центре Москвы.

23


Явно кадр из той же квартиры. Не сомневаюсь, что в архивах некоторых наших газет и журналов лежат пачки фотографий той эпохи. По воспоминаниям опытных передовиков многие из них позировали со шприцами перед журналистами. В шприцах часто была обычная вода. Однако это никак не отменяет того, что здесь же рядом с Арбатом на Лубянке торговали Салутаном и Кетамином. Опять же никак эта тема нигде у нас толком не отражена. Ну, разве что Баян Ширянов оставил памятник в литературе под вывеской «Низжий Пилотаж».

Меж тем материал там очень благодатный. Про наркотики Москвы и Питера того времени можно было сделать увесистую книгу или хорошее документальное кино. На центральных каналах как я понимаю сейчас подобные темы не принято поднимать, но закрыв глаза, не заставишь историю исчезнуть.

24


1993 год. Судя по подписям к снимкам, это некая Карина и Арза. Весьма опасные дамы первой волны арбатских панков. Про Карину не знаю ничего. А Арза несколько лет назад умерла. Итог печален. Фактически она спилась.

25


Ещё панки из 1993 года.

26


27


Это уже пошёл 1994 год.

28


29


Как я понимаю эти снимки уже середины 90-х.

30


31


32


33


Естественно многих людей с этих фотографий уже нет в живых.

34


35


36


К 1995 году состав тусовки естественно сменился. Хотя часть старой гвардии всё так же обитала на Арбате. Здесь ещё интересный момент, что существовало несколько мест, где собирались панки. И панки с Арбата это совсем не то, что панки, обитавшие в бункере у Лимонова. Плюс своя тема была в Подмосковье, на Китай-Городе, и естественно во всяких местах типа Марьино или Медведково.

37


38


Снимок 1995 года. Возле кинотеатра «Байконур».

39


А это отдельная туса на Чистых прудах. 1996 год.

40


Снимок 1996 года. Насколько я знаю, троих с этого снимка нет в живых. Девушка, смотрящая в кадр, пропала без вести. Других сгубил алкоголь и наркотики.

41


Старые автобусы. Зима 1996. Владыкино.

42


43


Тоже середина 90-х. Здесь человек в зубах держит шприц уже не для журналистов. Он к слову вроде как жив. Кетамин в то время был весьма распространённой штукой в столице. Интересно, что моём провинциальном Орле в ту пору больше торчали на героине.

44


Очередные юноши в середине 90-х. Для ребят из 92 года они были бы, скорее всего пионерами. Так называли вновь пришедших. Занятно, что не было никакого братства среди неформалов. Казалось бы, на первый взгляд ну раз люди слушают определенную музыку, одинаково одеваются, то должна работать система свой-чужой. Но нет. Ничего этого не было и в помине. Как сказал один из моих собеседников: «Про великую московскую панк тусовку надо знать лишь одно – её никогда не было».

Что бы оказаться на Арбате, надо было обладать определенными качествами. И смелость там стояла далеко не на последнем месте. С пионеров же олдовые тусовщики могли и денег стрясти и косуху снять. По сути, панки той, первой волны мало чем отличались от гопников. И это тоже любопытный момент. Сращивание с криминалом и урками имело место быть.

45


46


47


48


И, тем не менее молодежь упорно, в течение целого десятилетия продолжала увлекаться одной и той же музыкой. Интересно, что «Sex Pistols» распались в 1978 году, а в России спустя 20 лет их кассеты затирались до дыр.

49


Снимок из Царицыно. 1997 год.

50


К слову персонаж с фотографии выше жив до сих пор. Упорно следует заветам молодости. Не встречали этот знаменитый снимок?

51


Интересное вот воспоминание у меня всплыло. Почему-то у некоторых далёких от музыки людей существовала вера, что в панки каким-то образом принимают. Кто-то всерьёз думал, что надо было переночевать в мусорном баке. Кто-то рассказывал про игру баскетбол. Суть в том, что новобранец становился в центре полукруга, а старые плевали ему в рот. Слышал я и о других видах развлечений у панков. Вроде игры в веснушки. На кучу экскрементов кидался камень, а брызги должны были попасть на лицо рядом сидящих. Побеждал тот, у кого веснушек было больше всего.

Подобные ритуалы естественно никто не проводил. Этот бред может быть кто-то и выдумывал из первых панков, но это всё очень похоже на тюремные разводки для новичков. Подписываясь на такое, человек автоматически никогда бы не обрёл авторитета и скорее всего, стал бы изгоем среди своих.

Вы всерьёз верите, что кто-то из людей с фотографий стал бы участвовать в таких развлечениях? Я лично нет. Как пример приведу Константина Ступина. Определенно панк первой волны. В общей сложности провёл за решёткой 10 лет. С ним я не общался, но пересекался с человеком, который сидел со Ступой. По его воспоминаниям Ступа был правильным и авторитетным зеком. Его уважали. Обрёл бы он авторитет ночуя в мусорке? Не смешите меня. 

52


Другой вопрос, что панки много пили и употребляли наркотики. Естественно это было частью субкультуры.

53


54


К середине нулевых возникло слово позёр. Вот на фото 1997 года позёр? Вряд ли.

55


Так же в обиход вошло слово – говнарь. Но никто чётко не может объяснить по сей день, что это такое. По большей части туда относят поклонников творчества группы «Король и Шут». Да, к концу 90-х сформировалась наша собственная панк сцена. Немалая заслуга в этом таких сборников как «Панк революция». Но стоит ли записывать поклонников такой музыки в говнари? Определенно нет. Да и глядя на образ жизни Горшка как-то не рискну я сказать, что он был говнарь. Так же не стал бы я называть и Сида из «Тараканов». Человек кстати успел тоже отмотать срок.

Естественно я не клоню к тому, что посещение тюрьмы автоматически поднимает человека в моих глазах. Я веду речь о том, что панки 90-х были внутренне готовы к такому развитию событий. Насколько вообще можно было быть готовым к подобным вещам. И это не было исключительной ситуацией.

56


Как я понимаю, большей части публики было наплевать на исполнителей со сборника «Панк революция». Никто из групп оттуда не создавал религию как, например Егор Летов. По всей стране были десятки групп подавляющее большинство из которых естественно канули в лету. Это был такой выплеск энергии уместный в конкретное время и в конкретном месте. Но заслуга всех этих «Тараканов» и «Пургенов» в том, что они дали новый приток молодежи. Возможно, вот тогда к концу 90-х и произошёл некий раздел между панками. Молодежь стала слишком травоядной, а олдовые же тусовщики казались ей слишком радикальными.

57


В нулевых же и вовсе развелось куча каких-то вегетарианцев ведущих здоровый образ жизни. Опять же часть панков вдруг стала антифашистами, символика анархии стала не протестом, а как раз напротив частью внутренней системы. Так же как и свастика. Вообще политики стало слишком много и это печально.

58


Если сравнивать панков первой волны и тех, кто пришёл им на смену под конец 90-х то отчётливо видно, что для первопроходцев панк рок был чем-то сродни полного отрицалова любых догм. Молодежь же, условно говоря, из третьей волны выстроила свою систему ценностей. То, что происходит сейчас анализировать и вовсе сложно.

Я читал странные комментарии в адрес людей набивавших себе татуировки на лице. Как правило, оскорбительные. На мой взгляд, это парадокс. Старички ведь жили абсолютно в иное время и имели совсем другую систему ценностей. И вместо элементарного уважения к ним некоторые индивидуумы считают, что как раз те панки позор. Старички же отвечают взаимностью. Считая молодняк позёрами и просто модниками. Отчасти правы и первые и вторые. Так же как отчасти и те и другие неправы.

Я же не могу занимать чью-то сторону. Для меня люди с фотографий представляют в первую очередь исторический интерес. Хотели они того или нет, но в итоге все они стали историей. И не просто историей из соседнего двора, а увесистой и очень убедительной. Мне бы очень не хотелось, что бы их забыли, и панки 90-х канули в лету. На мой взгляд, они важная часть нашей культуры. Яркие, дерзкие и идущие до конца.

Напоследок вспомним ещё один анекдот. Панк пишет в редакцию газеты письмо. Я живу на помойке, питаюсь оттуда же, одеваюсь там же. Не моюсь, не стригусь и даже вот задницу вытер этим письмом. Так что я главный панк. Через месяц ему приходит короткий ответ – настоящие панки жопу не вытирают.

Как ни странно, но этот анекдот правдоподобен. Здесь, как и в любой другой истории про панков правда одновременно и есть, и одновременно нет. Я лично знал пару ребят с ирокезами, от которых постоянно воняло как из помойки. Один из них принципиально не чистил зубы. Последний раз, когда я его видел он еле ходил. Алкоголь его совсем доконал. Недавно он умер. Но я знавал и других ребят. Панки они же, как и мы все разные. Ну а про так называемую трушность не мне судить.

Данная подборка фотографий ничему не учит и ни к чему не призывает. Скорее это попытка посмотреть на культурное явление. Я уже делал как-то подборку фотографий наших пёстрых граждан, но там по большей части снимки из 00-х. Здесь же я ограничился более давними временами. Хотя как давними? Всё в этом мире относительно.

На сегодня же всё и спасибо вам за внимание.


Posts from This Journal by “Гремит моя музыка” Tag


promo soullaway октябрь 30, 2017 19:33 34
Buy for 50 tokens
Когда в комментариях первый раз мне посоветовали написать книгу по истории нашей рок музыки, я улыбнулся. Потом мне посоветовали это сделать второй…

  • 1
Молодёжные, пусть даже искренние (хотя вряд ли сильно продуманные) субкультуры, пропущенные через сито коммерческого освоения, - в каковом виде, собственно, они и дошли до СССР - по сути выхолащивались и превращались не более чем в моду. О чём можно говорить, когда престижным атрибутом советского панка являлась кожаная "косуха" - предмет довольно недешёвый, особенно для тех, кто декларирует непричастность к социуму и его истеблишменту. Отсюда: либо лицемерие (декларирую одно, а делаю другое, и на честно заработанные приобретаю атрибутику), либо криминал (приобрести не могу, зато присвою).

Косуха это атрибут любого неформала была)
Может панкам надо было в лаптях шастать, чтоб ботинки как истебдлишмент не носить?)))
Дебилизм современного поколения это неспособность отличать батарею и гармони
Просвещаю - у панков идеология НЕ причастность к УСТОЯМ и ОБЫЧАЯМ общества
Протест против формализма и несвободы
Не надо путать с ворами у которых работать западло! Панк мог работать, а мог и бомжевать
У каждого свой выбор.
В чем лицемерие углядел? В том что некто зарабатывал на косуху???))
Напоминает прогон тупой журнашлюшки что Горшка выбесила, когда на байк-фестивале задала вопрос - какой гонорар за концерт))

Не любого. Хиппи - не была. Да и панка, как Вы заметили в другом комментарии, стала не сразу.
Вот, хороший приводите пример. Ношение обуви - есть как раз устой и обычай общества. И как раз в рамках идеологии непричастности к этим устоям - следовало бы и его тоже отрицать. Ваш ход, гроссмейстер.
И работать - тоже устой и обычай общества, формализм и несвобода. Даже конформизм. Разве нет?
И - да, соблюдать на деле устои и обычаи общества, быть подчинённым формализму и несвободам, быть конформистом - и лишь внешне декларировать обратное есть лицемерие. Вы удивлены?

В то время хиппи не были на гребни волны. И поэтому рокеры, металлисты, панки - у всех куртка была атрибутом.
Панки не причастны к ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ и ФИЛОСОФСКИМ устоям
Я об этом раз сто писал
Отрицание обуви и одежды, а тем более способов заработка - это дело сугубо индивидуальное и никаких установок тут НЕТ. Нет совсем!
Ношение обуви это ПРАКТИЧЕСКОЕ применение, а не устой.
Ты еще питинание назови - обычаем в обществе. Мол, жрать не надо в качестве протеста, чтоб не уподобляться обывателям))
Работать РАДИ ДЕНЕГ, РАДИ ИХ НАКОПЛЕНИЯ И КОНСЬЮМЕРИЗМА - это формализм и несвобода
Работать на НЕНАВИСТНОЙ и СКУЧНОЙ РАБОТЕ - для панка неприемлемо
Нюансы учимся различать!
Устои и обычаи общества - то есть формализм, соблюдение того чего можно и нужно НЕ соблюдать, не стоит путать с удовлетворением простейших естественных потребностей - которых панки НИКОГДА НЕ ОТРИЦАЛИ. Cловарь в помощь чтоб понять что есть конформизм - и не путать с ним ношение обуви и поход в туалет.
С чего я должен быть УДИВЛЕН глупости современных филистеров что путают теплое и мягкое!?)) Утопая в демагогии, называют практическую необходимость - ношение обуви - устоем и обычаем общества))


Вы ничего не писали про "гребень волны тогдашнего времени". Вы написали: "любого неформала" - Вам и отвечают про любого неформала. Выражайтесь яснее - избежите недопонимания.
Т.е. если я Вас правильно понимаю - панк это социально ответственный член общества, хороший работник, возможно примерный семьянин, кормилец (ну раз зарабатывает) следящий (порой даже избыточно - косухи, ирокезы, обувь) за своим внешним видом - но равнодушный к идеологии и философии? так что ли? :) Такими "панками", я Вам скажу, метро в час пик просто переполнено - но в косухах и ирокезах, правда, не все... Или панка панком окончательно именно косуха с ирокезом делают? Именно это следует из Ваших слов.
Ах, ах - "практическая необходимость"! Панки не можут без обувки! :) Да будет Вам известно, даже в России ещё какие-то 100 лет назад люди хаживали босиком. А в швейцарском Цюрихе, например (жил, видел, знаю) и посейчас ходят, прямо по городу - в тёплое время года как минимум. Самый большой город самой богатой европейской страны, если надо пояснять.
Одним словом, в Вашем изложении панк - это какое-то сугубое бессодержательное изнеженное фуфло. Извините, конечно.

Всё верно, кроме слова "выхолащивались". Они такими изначально и планировались. Это же обычная для постмодерна вещь: протест, отрицание прочно (с помощью фетишей материальных) встроенные в ту самую культуру, которую отрицают. Сегодня даже массовых убийц, расстрельщиков этих школьных, прочно и надёжно вписали в новый культурный код. Тут проблема в одном: если есть точки привязки к материальной культуре (атрибуты, форма), то и ку-ку: отрицай сколько тебе влезет, громи, разрушай, саботируй, только косуху не забудь при этом надеть :) А то не в счёт. Вон, дятел, такого типа тут уже накомментил :)

И на такую удочку самое говно клюёт. То есть даже не самое говно, а просто говно обычное. Реальный дух нонкомформизма сторонится любых ограничивающих его вещей, потому что понимает, что это -- ловушка.

Тут как раз тов. Вдудь вывалил новое видео про рок-фестиваль в Лужниках в 89-м.
Лично мне там особенно понравился один момент, когда некогда игравший в советско-экспортной группе "Парк Горького" А. Маршал рассказывает, как на MTV им (дабы не питали ненужных иллюзий) чётко сказали, что вся эта на тот момент модная хард-глэм-рок-фигня ровно через два года будет сменена на новую. Так и случилось - ровно через два года явился "грандж". И вся мода как по щелчку выключателя тут же переориентировалась по новому указателю.
А молоденькие дурачки по этой же указке сотворили себе новых кумиров, и по сей день льют по ним слёзы и носят футболки с их изображениями.

Edited at 2019-02-14 10:00 pm (UTC)

Ну что нам теперь делать? Поплакать только по ним в свою очередь :)

Есть небольшая проблема: некоторые записи новых артистов заслуживали таки внимания. Не поклонения, как оно случилось - а благосклонного слушательского внимания. Дело-то не в том, будто эти артисты де несостоятельны в артистическом плане - вовсе нет; а в том, что медиа-хайп и шумиха вокруг них, как оказывается - рукотворны, спланированны и направляемы. И кстати, я не удивлюсь, если окажется, что и в случае панк-революции это было примерно так же.

Edited at 2019-02-15 01:37 am (UTC)

Свою первую косуху я украл на Черкизоне , лицемерия или противоречия в том не вижу. Радикальный молодежный стиль ( панк к примеру) в своем труевом проявлении- и есть "криминал в стиле рок". Если кратко- были хиппи там , арт-рок всякий , психоделик. Люди проповедовали самокопание , философские искания , пацифизм , уход в себя , наркотические поиски смысла жизни и прочую муть. Короче , мозгодрочка . Были экстремальные криминальные молодежные культуры ( скины , рутбои , моды , футбольные фанаты , байкеры ).Но вот на удивление , музона , отражающего порочность и злобу этих движей долго не было-скины слушали ска и регги , байкеры-рокабилли ну и т.д. Но свято место пусто не бывает , поэтому появление музыкальных направлений , отражающих злобу , криминал и экстремизм было лишь вопросом времени. Эпатировал Игги , Ху ломали инструмены..а потом пришли Пистолеты и всех уделали. )) Можно ругаться матом , грабить , бухать , колоть наркоту ради кайфа , а не какой-то стремной идеи "расширения че-та там". А там уже Exploited подтянулся , обозначив идеи антисоциальщины , хаоса и саморазрушения. Потом Oi! воспел фанатский хулиганизм и скинов , ну и-пошло-поехало. Сейчас десятки деструктивных музыкальных стилей , поклонники которых , если они тру , практикуют криминал всех уровней тяжести , алкоголь , агрессию , мизантропию , политический радикализм ну и т.п. В эти движи вовлечены миллионы , и утверждать ,что все они-банальная урла , деревенщина и тупизна- по меньшей мере наивно , среди членов движей есть всякие , даже гениальные личности ( кто сказал , что гений не может быть черным? )

Добро остаётся добром, а зло - злом, и мода тут ничего не меняет.
И The Who и музыкально, и концептуально, и архетипически гораздо масштабнее, чем Секс Пистолз - не говоря уж о том, что старше и влиятельнее. Они могли быть как Секс Пистолз, обратное же не верно.

А кстати дискуссионно. Пистолеты одним альбомом навсегда изменили музыкальную индустрию. Да и времени на то что бы прийти к этому потратили куда меньше.

Так тут дело в рок-музыке как таковой. Вот есть такой стиль Technodeath. Там виртуозы такие , что дух захватывает-наследники Чака Шульдиннера. Неимоверно сложно играют.. и чо ? Сколько людей их слушает , где они выступают ? А AC|DC или Kiss какой-нить вон играют 150 лет в 3 аккорда своих- и миллионы у них -и в карманах и на трибунах ). Пистолеты жахнули конечно.. но много ль там музыки было ? На самом деле в роке качество музона вообще на востребованность не влияет. В раннем творчестве Летова вообще музыки как таковой не было- и кого это волнует ?

Зависит от того, в какой категории рассматривать. Есть музыка, есть концепт, есть шоу, есть бизнес и т.п. Если Секс Пистолз олицетворили панк, то The Who олицетворяют рок вообще - и можно, кстати, спорить, а чем же именно взяли Секс Пистолз и/или их пластинка: музыкой? звуком? обложкой? хайпом? модой? имиджем? Скорее всего комплексно всё это вместе взятое, но вот музыкальная составляющая в этом комплексе окажется, как мне представляется, не на первом месте.


Edited at 2019-02-15 01:18 pm (UTC)

Добро и зло -понятия относительные , зависящие исключительно от ракурса рассмотрения . Правда , церковь например , утверждает , что существует некое ЗЛО и ДОБРО в абсолютных категориях , но эти теологические изыски лично мне кажутся сомнительными )). Конечно , Зе Ху музыкально выше Пистолетов. Смешно даже сравнивать. Особенно учитывая один из постулатов Макларена "every one could be the Sex Pistols" .

  • 1